Став подростками, дети, так же, как и раньше, нуждаются в вашем руководстве. Вам надо сделать так, чтобы они всегда могли обратиться к вам за помощью. Продумайте, как вы будете вести себя в те периоды, когда нормальные защитные механизмы подростка не срабатывают. Общение лучше всего складывается в спокойной обстановке, когда на родителя и подростка ничто не давит. В такие моменты ни родитель, ни ребенок не испытывают потребности что-то говорить или делать. Подобная ситуация может возникнуть, например, когда вы стоите вместе в очереди, сидите в ресторане в ожидании заказа (а официант не торопится), едете в машине или смотрите телевизор. В такие моменты подростку ничто не мешает расслабиться, быть самим собой и рассказать вам о своих чувствах, надеждах и мыслях.
Чтобы воспользоваться преимуществами, которые дают такие минуты, необходимо терпение. Также надо помнить, что подростки — это не “недозрелые” взрослые. Они находятся в стадии перехода от детства к взрослости. Их основные потребности все еще остаются такими же, как и у детей.
Конечно, главное, в чем нуждаются все дети, — это безусловная любовь. Но они также нуждаются в том, чтобы им помогли выявить чувства и назвать их. Основная причина состоит в том, что часто дети, выражая гнев, на самом деле испытывают другие чувства, например, ощущают себя отвергнутыми, подавленными, одинокими, неадекватными или слабыми. Когда им и так уже плохо, то меньше всего им нужен родительский гнев, который обрушивается на них. Однако внешне ребенок проявляет гнев. Порой это вводит родителей в заблуждение, в результате чего они применяют неверную тактику. Так что чем быстрее ребенок научится определять разницу между гневом и другими чувствами, тем скорее он сможет выражать чувства более точно и в более приемлемой форме.
Есть еще один подход, который оправдывает себя в такие “случайные” моменты спокойного близкого общения. Я называю его предсказанием. На каждом этапе развития личности существуют какие-то общие для всех проблемы, которые провоцируют гнев, и вы можете подготовить ребенка к подобным ситуациям. Например, школьникам необходимо ощущать себя частью группы сверстников. Из-за этого они чрезвычайно остро реагируют на отвержение или критицизм (включая и поддразнивание).
В моменты общения с ребенком прибегайте к искусству предсказания. Особенно важно говорить о различных сторонах его взаимодействия с другими людьми в обществе. Вы можете заранее рассказать ребенку о некоторых положительных и негативных событиях, которые, по всей вероятности, с ним произойдут. Есть несколько способов сделать это.
Лично я больше всего люблю сочинить историю о типичном для любого ребенка происшествии. В этой истории сверстники плохо относятся к нему, но затем ребенку удается с этим справиться. Конечно, я делаю упор на положительных моментах. Я ведь хочу, чтобы мой малыш стремился к общению, а не страшился его.
Часто бывает полезно поделиться своим собственным опытом. Хотя пережитые вами события не всегда сходны с теми, которые происходят с ребенком, но можно с полной уверенностью сказать, что вы испытывали похожие чувства. А для него ведь важны именно чувства.
Такие моменты близости, возникающие в обыденной жизни, помогают родителям сохранять теплую домашнюю атмосферу. И они могут быть уверены, что их дети научатся справляться с неприятностями, которые неизбежно возникают в процессе взаимоотношений между людьми. Мудрые родители создают тихую и безопасную гавань, и в ней учат своих детей справляться с суровой реальностью, с которой им придется столкнуться.
Вы хотите, чтобы, независимо от обстоятельств, ваши дети вели себя как цельные люди, которые говорят правду, держат слово и отвечают за свое поведение? Чтобы стать такими, им нужно быть готовыми к жизни, к такой, какая она есть сейчас, и к такой, какой она может стать.
Легко поддаться искушению вести себя не так, как подобает цельному человеку. Оправдания всегда под рукой. Но родители, а также бабушки и дедушки имеют превосходную возможность формировать жизнь любимых детей. Давайте пользоваться теми преимуществами, которые нам предоставляет такое “случайное” общение с ними один на один. В такие моменты мы можем показать им, кто мы такие. Мы можем также поделиться с ними надеждами, которые возлагаем на них, рассказать, чего мы для них желаем и как мы за них молимся. Воспитание ребенка — длительный процесс, но мы не имеем права останавливаться на полпути.
Читайте: |
---|
Два моих сына постоянно дерутся между собой. Кому перво![]() Прежде всего научите их сохранять мир между собой. Необходимо вдолбить в их головки, что вы не приемлете насилие. Как только зам... |
До того как у нас появился ребенок, мы с мужем любили п![]() Конечно! Вас ведь еще не объявили персонами нон грата во всех ресторанах города, не так ли? Необходимо подобрать подходящий рест... |
Семилетние циклы жизни![]() Вам нужно понять несколько важных ступеней роста. Жизнь состоит из семилетних циклов, она протекает в семилетних циклах подоб... |
Воспитание нового ребенка![]() Если посмотреть на детей, когда они появляются на свет, такие свежие, прямо из источника жизни, то можно увидеть некое присутств... |
Микроскопические дозы?И сколько? Сколько затратили сил, времени, старания, какой получили результат - и по количеству и по качеству, - все это чрезвыч... |
Гипотеза объясняет фактыС позиций новой гипотезы можно подойти к рассмотрению тех вопросов, которые упоминались ранее. Дети-дошкольники имеют большую... |
Помощник не в шутку, а всерьезНикто нам не верит, что начиная с года малыши уже могут быть помощниками. Но в нашем дневнике записи Алеша - помощник начинают... |
Наши семейные праздникиЛ. А.: Праздники у нас бывают, как мне иногда кажется, даже чересчур часто, потому что ко всем всенародным праздникам, которые м... |
Заботливый наш сынишкаКак-то за завтраком мама раньше всех выпила свой чай и поставила чашку на стол. Алеша заглянул в нее, а там пусто. Молча взял он... |
![]() Определение нежелательной модели поведенияПервым делом вам нужно дать точное определение поведению ребенка, которое, на ваш взгляд, является нежелательным. Как вы увидите дальше, сделать это... |
![]() Вытирает рукиОборудование сцены Возьмите большое полотенце. Повесьте его, перекинув через перекладину, и, чтобы не упало, скрепите его части английской булавк... |
![]() Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностейУчебный процесс пойдет лучше, если вы будете вести записи своих уроков и достижений ребенка. Для определения шагов вашей учебной программы можно вос... |