Когда родители уличают своего ребенка в воровстве, им трудно сохранить спокойствие. Они проявляют чрезмерную озабоченность этой проблемой и часто связывают воровство детей со своими личными недостатками и упущениями: «Если бы я был хорошим родителем, мой ребенок не воровал бы!» В такой ситуации родителям надо спокойно сесть и хорошенько подумать о целях, которые мог. преследовать ребенок, и, прежде всего, задать себе такие вопросы: «Может быть, ребенок считает себя неспособным самостоятельно получать желаемое более достойным образом? Может быть, он поступает так с целью привлечь к себе негативное внимание? Может быть, его воровство — результат давления со стороны ровесников или друзей? Или причиной его воровства было возбужденное состояние и волнение? А может быть, такое поведение вызвано желанием отомстить человеку, который раньше его обидел?» Вот один характерный пример.
Мне довелось встречаться с одним шестилетним вьетнамским мальчиком, которого усыновила американская супружеская пара. Мальчика несколько раз уличали в краже вещей из магазинов. Из разговора с ним я узнала, какое ужасное прошлое было у этого ребенка. Корреспондент одной из газет нашел мальчика забившимся в угол хижины, которая была его домом. Это случилось вскоре после того, как ребенок стал свидетелем расстрела всей своей семьи. Учитывая этот печальный опыт, его приемные родители, учителя и социальные работники попытались компенсировать его невосполнимую утрату вседозволенностью и чувством жалости. Мальчик истолковал благие намерения взрослых примерно так: «Жизнь была несправедлива ко мне, и теперь каждый обязан заискивать передо мной». Он мог бы взглянуть на эту же ситуацию и с другой точки зрения: «Эти люди помогают мне во всем и стараются сделать все, чтобы я начал новую жизнь». Но, к сожалению, он воспринял ситуацию по-другому и уверился в том, что любая вещь, независимо от ее принадлежности, может стать его собственностью, стоит ему только захотеть.
А вот еще один пример, как восьмилетний мальчик встал на путь воровства и как его мама отнеслась к его поступку.
Уже второй раз за две недели Тим был уличен в краже денег из маминого кошелька. У мамы было подозрение, что причина его воровства связана с покупкой талонов на школьные завтраки. Совсем недавно Тиму и его десятилетнему брату была предоставлена возможность делать это самостоятельно. Очевидно, мальчики либо потеряли свои талоны, либо отдали их кому-то. Мама не давала детям денег больше, чем их требовалось на два школьных завтрака. Если случалось так, что талоны по какой-то причине отсутствовали, она, как правило, никогда не давала им дополнительную сумму. Чтобы подтвердить свое подозрение, мама решила поговорить с Тимом о пропавших деньгах. «Тим, зачем ты украл деньги из моего кошелька?» — спросила она. Поначалу Тим стал плакать и защищать себя. Решив, что обращение к сыну прозвучало слишком жестко, мама сформулировала вопрос по-другому: «А может быть, у тебя есть какая-то своя причина, заставившая взять тайком деньги из кошелька? Давай поговорим о ней. Возможно, нам удастся решить с тобой эту проблему. Я, кажется, догадываюсь, почему ты взял эти деньги. Ты не против, если я поделюсь с тобой своими соображениями по этому поводу?»
«Ладно», — настороженно ответил Тим. Он все еще не был уверен, что мама сохранит хладнокровие после всего, что он натворил, и не перейдет к своим обычным упрекам.
«Я подозреваю, что у тебя кончились деньги на покупку талонов», — попала мама в самую точку. «Именно так», — тут же откликнулся Тим. «И ты боишься, что если еще попросишь у меня денег, то я разозлюсь на тебя?» «Да», — ответил Тим, словно сбрасывая с себя тяжкий груз. «Как же нам выйти из создавшегося положения?» — опросила мама. «Если ты будешь давать нам с братом отдельные чеки на приобретение талонов, все всегда будет нормально», — ответил Тим. «Я готова проверить твое предложение на деле, — сказала мама, — А как ты собираешься вернуть мне те деньги, которые вытащил из моего кошелька?» Тим, подумав немного, сказал: «Мне придется каждую неделю выплачивать тебе понемножку, пока окончательно не рассчитаюсь с тобой». Мама согласилась с таким предложением.
Маме удалось найти позитивный подход к решению проблемы и повернуть ее так, что сын взял на себя всю ответственность за свои дальнейшие действия.
Иногда за воровством скрывается соперничество между детьми или их ревность.
У одинокой мамы были двенадцатилетняя дочь Кармен и пятилетний сын Шон. Поскольку маме приходилось много времени проводить на работе, чтобы семья могла сводить концы с концами, она вменила в обязанность Кармен следить за Шоном. Это развило в ней чувство некоторого превосходства над Шоном, что вскоре привело к скрытому соперничеству между братом и сестрой. В результате Шон стал невыносимо «плохим» ребенком, научившимся воровать, чтобы привлечь к себе внимание мамы.
Мама, сама того не ведая, способствовала тому, чтобы ее дети встали на путь соперничества друг с другом. Во-первых, она обращала свое негативное внимание на Шона лишь тогда, когда Кармен ябедничала на него. Во-вторых, она позволяла и даже поощряла Кармен «шпионить» за братом. И в-третьих, она стала в качестве поощрения давать Кармен деньги за то, что той приходилось выполнять работу няни-сиделки и следить за поведением Шона. Таким образом, Шон вынужден был занять в семье положение «униженного ребенка». Он считал так: «Раз уж я не способен делать то, что умеет моя сестра, то у меня нет другого выхода, чтобы привлечь к себе внимание мамы, кроме воровства». Воровство скрывало за собой определенную цель поведения ребенка.
Осознав цель поведения сына, мама решила свести до минимума соперничество между детьми, «поместив их в одну лодку».
В дружеской беседе с ними она сказала, что не хочет выяснять, кто из них тайком крадет домашние вещи. Кроме того, она объяснила детям , не осуждая никого из них, что, по ее мнению, между ними происходит, и подчеркнула, что отныне не будет брать на себя роль следователя и судьи. Если кто-то из детей все же решится украсть, то оба будут нести ответственность за возмещение украденной вещи.
Возможно, вы считаете поступок мамы несправедливым по отношению к собственной дочери? Ведь мама заставляла Кармен расплачиваться за то, к чему та не имела никакого отношения. Но... Как по-вашему, сколько раз после этого Кармен ябедничала на своего брата? Ни разу. Изменение в поведении Кармен не замедлило сказаться и на поведении Шона. Случаи кражи вещей из дома пошли на убыль. Мама поняла, что соперничество Шона с сестрой было вызвано тем, что у него не было шанса проявить свои потенциальные способности. Мама перестала относиться к сыну как к беспомощному малышу и стала давать ему все больше ответственных поручений.
Читайте: |
---|
Недавно произошел такой случай. Несколько родителей дет![]() На самом деле, они, вероятно, не имели в виду, что не хотят его присутствия... скорее, рассчитывали на ваши действия |
Расстаемся с вещами и привычками![]() Соски-пустышки, бутылочки и плюшевые мишки - они такие милые, привлекательные и любимые, с ними так тепло и уютно нашим малышам ... |
Как разрешать конфликты![]() Как и почему возникают конфликты между родителями детьми. Очевидно, что дело в столкновении интересов родителя и ребенка. ... |
Непоседливость![]() Никто не позволяет ребенку танцевать, петь, кричать и прыгать. По банальным причинам: что-то может разбиться, намокнет одежда, е... |
Плохая мама и хорошая бабушкаГора посуды на кухонном столе - у мамы. Гора игрушек на маленьком складном столике - у Алеши. Оба заняты делом: мама, напевая, м... |
Горячий чайник в роли учителяПока сидишь в очереди к врачу детской консультации, чего только не наслушаешься! - У вас уж малыш-то ходит, - завистливо взды... |
Внимание: опасность!Малыш растет. Вот он уже садится, сам встает, ползает, делает первый шаг. Обычно его в это время держат - для безопасности! - в ... |
А кирпич вкусный?Первая весна в жизни человека - немалое событие, особенно если этот человек впервые пробует босыми ножками землю. Дома - гладкий... |
Забота о другихЭта задача посложнее, чем просто заботиться о детях. И куда важнее. Я бы сказала, что главная родительская забота и должна состо... |
![]() Как вести записиПовесьте таблицу в туалете и с завтрашнего дня начинайте заполнять ее. Графа Штаны (Ш) В графе Штаны вы каждый час будете отмечать состояние ... |
![]() Какие материалы мне понадобятся?Когда ребенок поймет, что и когда ему нужно сделать, ему придется выбрать необходимые материалы. Для того чтобы применить на практике некоторые из у... |
![]() Надевает штаныОборудование сцены Начните с коротких штанишек или трусов на резинке, поскольку надевать их легче, чем длинные. Если штаны застегиваются на пу... |