Ни в ясли, ни в детские сады мы детей не отдавали, поэтому опыта детсадовских родителей не приобрели. Конечно, мы об этом не жалеем, потому что и тогда, и сейчас считаем, что наши дошкольные воспитательные учреждения предоставляют очень мало возможностей для физического, умственного и нравственного развития ребятишек: ни побегать босиком, ни подвигаться всласть, ни поиграть в охотку, ни трудных задачек на смекалку, ни букв и цифр до школы, ни совместных дел и занятий со взрослыми или со старшими, ни учета личных особенностей и состояний, ни непременной доброты, любви к каждому ребенку - как же без этого жить и каким вырастешь?
Кроме этого, для нас оказалось просто невозможным передать детей, даже на время, в другие руки, пусть добрые, умелые, но чужие. И дело тут было не в недоверии или какой-то боязни. Что-что, а сохранность и сытость детей в детском саду сомнению не подлежит. Тут другое: дети целый день были бы где-то, в незнакомом для нас мире и окружении, а как же тогда мы бы чувствовали их и знали? Ведь они меняются не по дням, а по часам. И как бы дети постигали наш мир, видя нас только в утренней суете и вечерней усталости?
В общем, и сознание, и чувство - все было настроено против этих камер хранения для детей , которые представлялись нам своеобразными казармами, где все делается по жесткому режиму и чохом - всеми разом. Мы не представляли себе там своих ребят! Конечно, нам было трудно, подчас почти невозможно, но мы все-таки выход находили: по очереди работали (кто - утром, кто - вечером), у нас были разные выходные и отпуска, брали работу домой или детей на работу (когда они подросли), иногда пользовались помощью бабушек, а бывало - просто знакомых или соседей, и все-таки выдержали. И может быть, поэтому слегка свысока позволяли себе относиться к тем, кто не выдерживал , да и не очень задумывался над тем, вести или не вести ребенка в детский сад. Ну, конечно, вести! Было бы куда - проблему видели только в этом.
Когда начались наши встречи с родителями , мы волей-неволей стали расшатывать стереотип восприятия детского сада как лучшего варианта воспитания дошкольника. Папы и мамы начинали задумываться, верно ли делают, а иногда принимали трудные решения поступиться ради малыша какими-то своими интересами и делами. И мы радовались тому, что кого-то наставили на путь истинный . Но все чаще к нам подходили с вопросом: А если мы согласны с вами и очень хотели бы обойтись без детского сада, да не можем. Как быть? И знакомили нас с такими жизненными обстоятельствами, которые загоняют людей в тупик: матери-одиночки, многодетные без жилья, малообеспеченные молодые семьи, студенты и т. д. Да для них детский сад - жизненная необходимость. Мы узнали, что есть и другие - не хотелось бы называть их отцами и матерями - им дети только помеха и обуза, а жизнь детей в подобных семьях превращается в ежедневное страдание. Для таких детей детский сад - просто спасение.
Мы поняли: без детского сада не обойтись, поэтому нельзя относиться к общественному дошкольному воспитанию как к чему-то такому, чего надо избегать и о чем лучше не думать. И мы стали думать - вникать в эту нелегкую и, как оказалось, очень больную проблему обобществленного детства . Мы пошли в детские сады, познакомились с условиями работы в них и буквально потеряли покой. Мы даже и не подозревали, как там трудно и взрослым, и детям: до 3О - и больше! - малышей на няню и воспитательницу (с нищенской зарплатой); до 30 - и больше! - однолеток в одном загоне целый день. А поминутный - действительно казарменный! - режим. А обязаловка в кормлении (по норме) и в занятиях (все - играем, все -рисуем, все - поем), как положено. А бумагописание вместо живого творчества (планы да отчеты - по ним судят о работе). Все как будто нарочно сделано, чтобы отпугнуть творческих воспитателей и задержать развитие детей.
Мы уже к тому времени твердо знали, ЧТО значат первые годы для жизни человека, какие колоссальные потенциальные возможности скрыты в дошкольном возрасте. Была уже написана Гипотеза возникновения и развития творческих способностей (см. следующую главу), которую у нас никак не удавалось опубликовать, а в ФРГ и Японии ее выпустили в свет очень быстро. Там же были изданы и другие наши книги. И уже в 1981 году мы получили первое известие: в ФРГ появился детский сад по Никитиным .
Надо было что-то делать. Тем более что к нам стали все чаще обращаться за поддержкой, за информацией энтузиасты дошкольного воспитания, болеющие душой за свое дело. Ради детей они готовы были нарушить кое-какие медицинские кабинетные инструкции и методички бездетной педагогики . На свой страх и риск они меняли образ жизни детей у себя в садах. Ну как нам было не откликнуться? Одним из первых детских садов, поставивших в группе спортивный комплекс В. С. Скрипалева, был детский сад No. 1226 в Зеленограде (1979 г.). И через некоторое время воспитатели с удивлением и радостью отметили: во-первых, дети стали вдвое меньше болеть; во-вторых, они уже через год физически настолько окрепли, что в первом классе, после детсада, почти все были отобраны в школу олимпийского резерва; в-третьих, ребята стали дружнее и доброжелательнее, так как свободные занятия и игры на спортснарядах научили их быть внимательнее друг к другу. Наконец, в-четвертых, с облегчением вздохнули сами воспитатели: спорткомплекс стал еще одной няней , помогающей занять детей полезным и веселым делом. Сначала в Зеленоград ехали посмотреть, потом решались попробовать у себя. Постепенно спортивные комплексы, бассейны переставали быть полулегальным экзотическим новшеством. Лед тронулся! Но первые ласточки еще не сделали весны. До настоящего тепла еще нескоро, хотя теперь оно зависит и от нас самих.
Перемены в стране развязали руки многим честным людям. И они, несмотря на то, что верхние этажи образования по-прежнему не заботятся о своем фундаменте - дошкольном детстве, - начали строить новый фундамент сами. Для них и предназначены наши Предложения . Пусть не смущает вас их краткость: здесь есть главное, с чего можно НАЧАТЬ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ по эффективному укреплению здоровья, повышению физического и умственного развития детей в детских садах
1. В течение отопительного сезона поддерживать в помещениях, где находятся дети, ЗДОРОВУЮ ТЕМПЕРАТУРУ, то есть 17-18 С. В каждой группе иметь минимум два термометра, установленные на высоте 1 м от пола, и повышение температуры выше +20 С считать ЧП и немедленно принимать меры по ее нормализации. Если в течение одной недели температура будет выше +20 С, то крепость здоровья детей снижается, так как постоянный термокомфорт ведет к свертыванию функций терморегуляции у детей. Особенно вредны для здоровья полы с подогревом. Подогрев полов отключать полностью, а проектирование таких зданий запретить законом.
2. Превратить СПАЛЬНИ В СПОРТЗАЛЫ и тем самым вдвое увеличить пространство для жизни и развития (особенно физического). Для этого:
- удалить кровати;
- установить вместо них спорткомплексы В. С. Скрипалева (не менее одного на группу);
- для дневного сна детей приобрести поролоновые или пенополистироловые коврики, чтобы укладывать детей на полу (как в Японии). Можно сделать откидные спальные полки, как на кораблях или в поездах, в два яруса на высоте 20 и 80 см от пола.
3. ДНЕВНОЙ СОН можно оставить только ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ, так как с возраста 3-4 года большинство детей днем спать не ложится. Остальные дети могут заниматься в это время чтением, письмом, рисованием, лепкой и тихими играми. Эта мера намного увеличивает время для самостоятельных занятий, а значит, для саморазвития детей и может прекратить взаимную трепку нервов воспитателей и детей в эти часы. Но переход этот нельзя делать сразу, резко. Пропуски сна сначала единичны, а затем становятся чаще и через 2-3 месяца сплошными (в старших группах).
4. Перейти постепенно на более ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ (взрослым тоже полезно):
- ОБЛЕГЧИТЬ ОДЕЖДУ и обувь детей. Поощрять ребятишек за храбрость , то есть сдвигаться постепенно к идеальной форме одежды - ТРУСИКИ и БОСИЧКОМ летом и зимой. Дома застрельщиками могут быть и храбрые папы и мамы, а в детском саду воспитатели и няни, все, кто понимает, как важно дать нагрузку и системам терморегуляции в организме ребенка.
- Спортивный комплекс и спортивные игрушки сделать доступными для детей, чтобы дети СВОБОДНО МЕНЯЛИ СВОИ ИГРЫ в течение дня.
- Поощрять малышей к придумыванию всяких упражнений и игр на спортксмплексе: кто выглянет в окошко ? (подтянуться на кольцах и заглянуть в кольцо), кто три раза качнется на кольцах в колобке ? (соединить в одну точку кулаки, коленки и подбородок), кто влезет по шесту или канату и на какую высоту? (разметить красиво шест и канат по высоте . Для этого записывать новые номера ( лягушка , свечка , уголок и т. п.). К концу года или к празднику провести олимпиады и записать их результаты (рекорды, чемпионов и т. п.).
5. ОБОГАТИТЬ ДВОР спортивными сооружениями и снарядами:
- Сделать БЕГОВУЮ ДОРОЖКУ вдоль забора (кольцевая наибольшей длины, т. е. 200-400 м) шириной 1,2-1,5 м с внутренним закруглением на поворотах радиусом не менее 3 м.
- Установить спортивные комплексы на площадках каждой группы, усложняя их для детей более старшего возраста.
- Сделать для детей летний бассейн - лягушатник глубиной до 0,5 м и наклонными бортиками, чтобы зимой превращать их в мини-катки для малышей.
- Сделать асфальтированную площадку для катания на самокатах летом, а зимой превращать ее в хоккейное поле.
6. Для объективной оценки уровня физического развития детей ввести измерения СИЛЫ, СКОРОСТИ, ВЫНОСЛИВОСТИ (бег на дистанцию в 1500 своих ростов), ЛОВКОСТИ, МЕТКОСТИ (лазание по шесту и бросание мяча в цель на расстояние 5 ростов) по индексам справедливости (см. журнал Физкультура и спорт No. 3, 1983, с. 20 или сборник Искусство быть здоровым , ФиС, 1984, с. 34; изд. 2-е, 1987, с. 21). Измерения делать 2-3 раза в год и отмечать в таблицах достижения каждого ребенка.
7. Количество ожиревших детей возрастает у нас примерно на 1% ежегодно. Это уже серьезная опасность. Здоровье детей заметно укрепляется, если ПРЕКРАТИТЬ НАСИЛЬСТВЕННОЕ КОРМЛЕНИЕ детей (большие порции, требования съедать всю порцию и весь обед). Ребенок должен есть с удовольствием и только то, что он хочет. Первое блюдо дети едят неохотно, и заставлять их не надо. Перед обедом спросить: Кто хочет есть первое (суп, борщ)? - и наливать только желающим. Второе блюдо тоже давать по желанию (чего и сколько). Хорошее самочувствие и нормальный стул у ребенка ( колбаски ) - главные показатели правильного питания.
8. Сдвинуть развитие к РАННЕМУ ВОЗРАСТУ:
- Знакомить детей с буквами, цифрами, чтением, письмом, счетом с 2х-3х-летнего возраста и в игровой форме. Создать для этого обстановку, в которой бы чтение, письмо, счет, рассматривание географических карт, таблиц, планов, чертежей, глобуса, пользование часами и термометром являлись для детей столь же обычными, как и катание с горки, беганье и игра с мячом. Пронумеровать шкафчики, стулья, игрушки, писать имена детей, повесить школьные доски и дать детям мелки и т. п.
- Для развития творческих способностей у детей ввести в употребление РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ (по одной): Уникуб , Кирпичики , Кубики для всех и др. (набор каждому ребенку) и пособия на группу: Таблица сотни , Дроби , Термометр , Часы , Узелки .
9. Организовать в детсаду МАСТЕРСКУЮ для изготовления игр, пособий, мелкого ремонта мебели, оборудования спортивных комплексов и площадок. Пригласить для этого в штат МУЖЧИН (физрук, мастер, методист). В ГДР при детском саде есть человек, имеющий квартиру в здании детсада, исполняющий обязанности сторожа, мастера, рабочего, наблюдающего за состоянием всего здания и берегущего его.
10. Подумать об организации РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, в которых старшие дети помогают воспитателю (как в Венгрии) смотрят за младшими, играют с ними. Младшие дети тогда лучше развиваются, а если старший и младший из ОДНОЙ семьи, то и лучше себя чувствуют. Приглашать в детсад учеников старших классов, желающих помогать воспитателю, особенно тех, у кого в детсаду младшие братья и сестры.
11. Идеальным был бы вариант, когда ЗАРПЛАТА ВОСПИТАТЕЛЯ и няни стала бы зависеть от меры укрепления здоровья детей и повышения уровня их физического и умственного развития. Но это тонкое и сложное дело надо готовить исподволь и тщательно, привлечь к нему самых умных и порядочных людей.
Эти Предложения для многих не только новы, но и необычны. Их надо обсудить сначала работникам детсада и обдумать, какие, в каком порядке, когда и как осуществлять (полностью или частично).
Очень много ума и такта потребуется для того, чтобы подготовить родителей. Лучше всего, если на общем родительском собрании родители сами внесут свои предложения по этим вопросам и предложат свою помощь. Для этого они тоже должны не только прочесть, но и обдумать Предложения и, может быть, что-то начать сначала у себя в семье.
Это должна быть не насильственная революция , а мирная, добрая и радостная перестройка , чтобы дети становились крепче здоровьем, сильнее физически, развитее умственно и добрее нравственно. С такими детьми жить и легче, и веселее.
Читайте: |
---|
Мой ребенок нашел себе развлечение таскать за хвост кошНельзя позволять ребенку делать это даже однажды. Жестокость по отношению к животным не следует воспринимать как милую детскую п... |
Моему сыну Дэвиду уже скоро пять, а он еще не посещаетК сожалению, школ по обучению пользованию 'горшком нет. Так что вам придется принять помощь, которая имеется. Сейчас вы, несомне... |
Чувства родителей. Как с ними быть?Изобразим эмоции родителя и ребенка в виде 2 “стаканов”. Когда больше переживает ребенок, его “стакан” полный; родитель же от... |
Воспитание нового ребенкаЕсли посмотреть на детей, когда они появляются на свет, такие свежие, прямо из источника жизни, то можно увидеть некое присутств... |
Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в1. АЛКОГОЛИЗМ родителей: отягощенная наследственность; пьяное зачатие обрекает ребенка на психическое или физическое уродство. ... |
Наш малыш в первый год. (конспект для тех, кто любит краткоеСначала мы сомневались, нарушая многие традиции воспитания и спрашивали: Правы ли мы? А теперь, когда все семеро наших детей в... |
А теперь коротко о главномСравните два способа кормления ребенка и их результаты и выберите себе подходящий. Требуемый официальными рекомендациями и близк... |
Проблема питанияЛ. А.: То, что мы поставили слово проблема в кавычки, разумеется, не означает нашего пренебрежительного отношения к этому важн... |
Про штанишкиК полутора годам мама сшила Алеше несколько трусиков, коротеньких, на резинке, а спереди на каждые трусики пристрочила красный т... |
Снимает штаныОборудование сцены Начните с коротких штанишек или трусов на резинке. Их снимать легче всего. Сначала учите ребенка снимать штаны, когда он ра... |
С чего начать: с больших дел или с малых?Если вы приступаете к обучению ребенка соответствующим умениям в первый раз, начать следует со стула. Однако ситуация, когда ребенок 1) ходит по бол... |
Что делать в течение двух недель1. В течение двух недель продолжайте относиться к отправлению естественных нужд ребенка так, как раньше. Если вы не высаживали его на горшок или ун... |