Это не теоретические рассуждения - мы все это наблюдали у своих детей, когда организовали нашу швейную фабрику , которую ребята ласково назвали Ниточка-Никиточка . Было тогда у нас трудное время. Для дополнительного заработка мама брала надомную работу - шила фартуки, а мы ей все помогали (старшему тогда было 11 лет). Работали от одного до двух часов ежедневно, каждый по своей специальности : кто скалывал булавками детали, кто нитки обрезал, кто складывал, кто был няней в детском саду (играл с маленьким тогда Ванюшей).
Л. А.: Я, правда, довольно скоро поняла, что наша фабрика отнимает у меня слишком много времени: чтобы выработать требуемую от надомниц норму, мне приходилось шить три-четыре часа вдень. И это помимо семичасового рабочего дня и обычной домашней работы. Через месяц-полтора я почувствовала: не выдержу, брошу. Но не бросила. Почему?
Все дети любят играть во взрослую деятельность: в магазин , в почту , в завод , в школу и т. д. Но эта работа понарошку настоящего удовлетворения не приносит. Все только играй и играй. А что поделаешь, коли нет ничего другого? Сколько в ребячьих играх горького сознания недостатка подлинной жизни, сколько мучительной по ней тоски! И еще: Если детская комната вопреки нашим запретам так часто бывает мастерской и складом хлама, а значит, складом материалов для предполагаемых работ, не в этом ли направлении обратить нам поиски? Быть может, для комнаты маленького ребенка нужен не линолеум, а воз полезного для здоровья желтого песка, изрядная вязанка палок и тачка камней? Быть может, доска, картон, фунт гвоздей, пила, молоток и токарный станок были бы более желанным подарком, чем игра, а учитель труда полезнее, чем преподаватель гимнастики или игры на пианино? Но тогда пришлось бы изгнать из детской больничную тишину, больничную чистоту и боязнь порезанных пальцев . Это любимый наш Корчак, его удивительная книга Как любить детей . Как радовались мы, читая эти строки, находя в них поддержку собственным наблюдениям, чувствам и мыслям. Нет, как ни трудно мне было, а закрыть нашу фабрику я не могла, не могла лишить детей радости участия в подлинной жизни.
Б. П.: Два года работала наша Ниточка-Никиточка . Наполовину это была, конечно, игра в фабрику , но работали всерьез, с рабочим местом, четким ритмом, с ответственностью за качество. Это было чудесное время, которое мы все вспоминаем с удовольствием. А почему? Слаженная, дружная работа - н видимый результат: стопка готовых - нами сделанных! -фартучков (за месяц 400-500 сложенных по строгому стандарту и связанных аккуратными пачками по 20 штук).
Час-полтора довольно кропотливой однообразной работы, казалось бы, должны были утомить ребят, но нет: они проникались каким-то особым рабочим достоинством из-за своей необходимости, нужности на фабрике . Как-то у Анюты болел палец - занозила она его. Мы хотели освободить ее от работы, а она: А кто же будет кармашки прикалывать? - и работала со всеми до конца смены .
Просто удивительно, как наши непоседы преображались за работой: становились сосредоточенными, внимательными, серьезными, даже какими-то чуть-чуть важными. Участие в общем труде, осознание зависимости всех от каждого помогли им ощутить, что жизнь состоит не только из приятного хочу , но и из сурового и ответственного надо .
А как по-разному проявлялись их характеры: один не давал покоя своими рационализаторскими предложениями, другой норовил вначале выдать большое количество за счет качества, третий проявил необычайную аккуратность, даже изящество, в своей операции , а четвертый оказался универсалом - освоил все профессии и всегда был готов помочь в случае прорыва .
Особенно поражала нас, взрослых, та быстрота, с которой ребятишки осваивали рабочие операции и целые профессии . Не проходило и недели, как Анюта, только что перешедшая на подвертывание подола фартука , уже не отставала от взрослого, а еще через неделю она уже успевала подвернуть два фартука, пока взрослый делал один. Десятилетнему Антону уже через две недели после начала работы фабрики в трудовую книжку (были у нас такие у каждого работника) была записана новая профессия - швея-мотористка . Он не только хорошо подшивал карманы, бретели и пояса на своей электрической машине Тула , но мог ее настроить, заправить шпульку, отрегулировать шаг строчки, натяжение нити.
Все вопросы на фабрике мы решали на общем собрании, и нам, взрослым, нередко приходилось поражаться толковым и справедливым суждениям ребятишек о распределении обязанностей, и о технологии производства , и о рабочей дисциплине, и о справедливости в начислении зарплаты .
Читайте: |
---|
Меня уже просто тошнит от записи «Farmer in the Dell».![]() Да, есть. К примеру, фольклор. Есть записи на компакт-дисках групп и отдельных исполнителей, созданные, конечно, не специально д... |
Переходим к питанию полноценной пищей![]() Есть ли на свете такой ребенок, который будет питаться в соответствии с научной диетой, рекомендованной педиатрами? Нам пока не ... |
Как научить медитации детей?![]() Дети очень легко входят в медитацию, стоит их лишь направить. Принуждение недопустимо. Принудить к медитации невозможно, принужд... |
Общаться с ребенком. Как?![]() Урок I Безусловное принятие - принцип без принятия которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешным... |
Как рождаются способности?Б. П.: В основу умственного развития наших детей положены все те же наши три кита : богатая для разнообразной деятельности обст... |
Ожидая малышаЧто надо знать вступающим в брак 1. Начало жизни ребенка должно быть радостным и светлым событием для матери и отца, которым ... |
Холод – докторМы тогда жили в только что построенном сборном щитовом домике, еще плохо утепленном. Температура в комнатах могла колебаться от ... |
А каша тут ни при чем- Каши надо больше есть - крепким будешь, - говорят бабушки Алеше. - Доедай все: в тарелке сила твоя остается. Кормить поболь... |
Без специальных занятийНо вот новорожденный уже дома. Когда же и как начинать его физическое развитие, если к нему и прикоснуться-то страшно в первые д... |
![]() Определение нежелательной модели поведенияПервым делом вам нужно дать точное определение поведению ребенка, которое, на ваш взгляд, является нежелательным. Как вы увидите дальше, сделать это... |
![]() Проблемы поведенияКаждый ребенок уникален, и каждый по-своему реагирует на новую учебную ситуацию. Однако поскольку дети с особенностями развития, как правило, успева... |
![]() Реакция на действия ребенкаКак научить ребенка играть самостоятельно Наверное, вы уже говорите себе то, что другие родители высказали вслух: Эти рассуждения, конечно, прек... |