News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Обучение ребенка - Что-то не так



Что-то не так

что-то не так

Для того чтобы ребенок лучше усвоил шаги, которые нужно сделать, чтобы произвести маленький ремонт, попробуйте поиграть в игру Что-то не так . Сначала заниматься нужно будет регулярно, не реже трех раз в неделю, пока ребенок не поймет, в чем она состоит. На это может уйти несколько недель. Затем вам нужно будет заменить специальные занятия включением некоторых идей и вопросов из серии что-то не так в повседневную жизнь.

1. Что мне нужно сделать, и когда мне нужно это делать?

Распознавание проблемы Что-то не так . Цель игры - побудить ребенка распознать неполадку, которую вы нарочно создали в какой-либо комнате или другом помещении вашей квартиры. Например:

  Ввернули в патрон перегоревшую лампочку.

  Открыли окно в холодный или дождливый день.

  Включили телевизор или радиоприемник на слишком большую громкость.

  Оставили в беспорядке постель или неправильно положили диванную подушку.

  Убрали из туалета туалетную бумагу или из ванной мыло.

  Оставили одно из комнатных растений совсем сухим, и его нужно полить (более трудная проблема).

  Отвернули пробки (более трудная проблема).

Загляните в раздел, касающийся мелкого домашнего ремонта, таблицы Оценка состояния навыков ухода за домом (стр. 101-104). Подумайте, какие еще неполадки вы можете создать в своем доме. Одну из проблем запишите сюда:

____________________________________________________

Затем поставьте ребенка на середину комнаты, в которой появилась неполадка, и скажите: Что-то не так. Можешь найти что? Если потребуется, покажите ему то место или предметы, с которыми не все в порядке. Покажите, как исследовать это место. Научите проверять, работает ли тот или иной предмет или механизм, замечать, где находятся эти предметы, проверять под вещами и т.п.

Вначале вам, возможно, придется направлять ребенка, сообщая, на правильном ли он пути. Оказывайте ему любую помощь, которая приведет его к обнаружению проблемы. Задавайте наводящие вопросы. Например: Что нужно было бы сделать, если бы мои руки были грязные? (нет мыла); Представь, что мне захочется посидеть на диване и почитать? (нет света, нет диванной подушки). Похвалите его, если он определит, что не так, сделайте очередную отметку или вознаградите как-нибудь иначе. Спустя некоторое время повторите игру с той же проблемой и с другими простыми неполадками. Занимайтесь, пока ребенок не научится быстро определять, что не так.

Понять, что нужно делать. Когда ребенок распознает проблему, похвалите его и спросите: Что нужно исправить? , Как мы это исправляем? , Мы сможем это сделать? Если ответом на последний вопрос будет да , то вы спросите дальше: Что нужно сделать сначала?

Эти и другие вопросы мы представляем всякий раз, когда речь идет о попытке разрешить ту или иную проблему. Помогайте ребенку найти правильный ответ, а затем понемногу переставайте помогать.

Определить, когда нужна профессионалъная помощь и кого вызвать. Хотя решение этих вопросов не войдет в вашу структурированную учебную программу, заниматься ими нужно, но по мере их возникновения. Вы можете обсуждать с ребенком возможные поломки в тех или иных системах, сами системы: как они называются, что они делают, где они, почему именно там, что может в них сломаться и кого вызвать, чтобы починить их. Речь идет о таких системах, как:

Система

Водопровод и отопление <P-NBSP;>
Кровельная дрань

Строение дома

Окраска

Автомобиль

Радио и телевидение

Приборы и приспособления

Кого вызывать

Водопроводчика

Кровельщика или плотника

Плотника

Маляра

Механика

Мастера по ремонту телевизоров

Мастера по ремонту соответствующих приборов

Удобным пособием для обучения ребенка умению пользоваться профессиональной помощью может стать набор карточек, на каждой из которых изображается одна из вышеперечисленных систем или один из тех, кого надо вызвать (с номером телефона, если нужно). Игра будет заключаться в подборе карточек, соответствующих друг другу. У вас может отнять много времени поиск таких картинок в журналах, но это задание можно поручить брату или сестре ребенка, с которым вы занимаетесь. Скорее всего, они возьмутся за него с энтузиазмом, довольные тем, что вносят конкретный вклад в процесс обучения.

2. Какие материалы мне понадобятся?

Спросите:

Что тебе понадобится, чтобы исправить __________? ,

Тебе понадобится отвертка? (да/нет),

Где ты сможешь взять ___________?

После того как ребенок ответит на эти вопросы, побудите его принести необходимые вещи. Если нужно, покажите, где их взять, но со временем вам придется перестать помогать ему. Хвалите его, если он вспоминает, где лежат необходимые материалы. Вам легче будет перестать помогать ему, если вы заведете книжечку (или карточки) с иллюстрациями или описанием всего, что нужно для выполнения простых работ по дому или мелкого ремонта.

3. Какой шаг нужно сделать первым, и какой потом?

Выполнить последовательно все необходимые действия. Спросите ребенка: Что мы делаем сначала? , Хорошо, что дальше? Задавайте такие вопросы на всем протяжении вашей совместной работы. Побуждая его называть каждый шаг, вы помогаете ему запомнить их последовательность.

Для обучения многим видам мелкого ремонта можно пользоваться описанным в главе 9 методом инверсии. Пройдите первые шаги вместе с ребенком, а последний шаг позвольте ему сделать самостоятельно. Постепенно отступайте назад , делая за него все меньше шагов. Пусть он учится все большую часть их выполнять самостоятельно, пока не дойдет до самого начала. Если вы выбрали для отработки два или три навыка из рассматриваемой области, то, наверное, стоит составить список главных шагов, из которых они состоят. Мы представим вам образец списка, составленного для такой простой операции, как замена электрической лампочки.

1. Убедись, что светильник включен в сеть.
2. Проверь, плотно ли вкручена лампочка, попробовав осторожно покрутить ее по часовой стрелке до упора. Поверни выключатель, чтобы проверить, горит ли она.
3. Если лампочка перегорела, возьми новую. Положи ее в безопасное место.
4. Вынь вилку из розетки, если речь идет о настольной лампе или бра, выключи общий свет, если это люстра.
5. Сними абажур или колпак, если нужно.
6. Открути старую лампочку. (Легонько потряси ее: звенят ли разорванные волокна. Можно также попробовать вкрутить эту лампочку в другой патрон, чтобы убедиться, что она перегорела.)
7. Плотно (но не слишком) вкрути новую лампочку.
8. Включи светильник в сеть и проверь лампочку.
9. Замени колпак, если нужно.
10. Выброси старую лампочку в безопасное место.

Почему бы вам сейчас не попробовать составить свой список действий по устранению неисправностей?

4. Когда работу можно считать выполненной и выполненной хорошо?

Проверить, что получилось. Спросите ребенка: Ты правильно сделал это? (или Все получилось? ) Добавьте: Откуда ты знаешь? При необходимости побудите его проверить результаты и если неисправность все еще есть, пусть попробует снова. Убедите его не бросать дело, а если надо, звать вас на помощь.

Важной частью умения разрешать возникающие проблемы является способность определять, когда и как обращаться за помощью. Ребенок, который научился просить о помощи в том случае, когда в результате попытки что-то починить убедился, что задача слишком трудная, действует как гораздо более самостоятельный человек, чем тот, кто хнычет, бросает дело или безуспешно пытается вновь и вновь. Пусть он испытает легкую досаду, которую во время работы иногда испытываем мы все. Здесь-то вам и надо побудить его задать самому себе соответствующие вопросы. Умение самостоятельно оценивать свою работу - это то, чему важнее всего научить. Почаще просите его проверять то, что он сделал, и говорить, правильно выполнена работа или нет.

Убрать на место материалы. О каждом предмете, которым он пользовался во время работы, спросите: Куда ты это положишь? Затем побудите его убрать его в нужное место, Ребенку будет легче, если инструменты у вас хранятся в должном порядке - каждая вещь на своем месте. Если какой-то инструмент или другой необходимый в хозяйстве предмет вышел из строя, сделайте себе заметку, чтобы не забыть заменить его новым. Еще раз настоятельно советуем вам использовать лишь намеки, если ребенок в них нуждается. Помните, ваша цель - добиться того, чтобы он выполнял работу совершенно самостоятельно.

Комментарии. Не каждый навык, отрабатываемый ребенком во время игры в Что-то не так , потребует выполнения такого количества действий, как умение заменять лампочку. Например, для того, чтобы закрыть окно в холодный день, не нужны никакие материалы, и эта работа, возможно, не должна разбиваться на отдельные шаги. Но для такого занятия как, скажем, стрижка газона, потребуется много материалов и систематический подход.

По прошествии нескольких недель ребенок, очевидно, будет разбираться в игре Что-то не так достаточно хорошо. И тогда ее можно будет уже включить в повседневную жизнь менее формально. Когда бы вы ни заметили, что что-то нуждается в регулировке, поддержании или починке, зовите ребенка и включайте его в игру. Спустя некоторое время вы уже сможете вполне успешно меняться ролями. Пусть ребенок создаст для вас какую-нибудь проблему, а затем проведет по всем этапам процесса ее разрешения. Почти каждый день дает нам возможности для развития навыков, относящихся к данной группе.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

Лозунги душевного равновесия

News image

(С раннего возраста почаще используйте эти фразы, чтобы они отложились в сознании ребёнка) «Я не прислуга!» «Не волнуйся...

Помогите (Моего ребенка сегодня отправили домой из детс

News image

Не торопитесь хвататься за спички! Прежде всего внимательно проверьте, чтобы убедиться, нет ли ошибки в диагнозе. Если учесть то...

Разные дети:

Чувства родителей. Как с ними быть?

News image

Изобразим эмоции родителя и ребенка в виде 2 “стаканов”. Когда больше переживает ребенок, его “стакан” полный; родитель же от...

Позвольте ребенку плакать

News image

С самого начала ребенок хочет плакать, смеяться. Плач - это его глубокая потребность. Плача, он ежедневно погружается в катарсис...

Авторизация



Методика Никитичных:

И дети нас учат

Вот как это было. Когда нашему первенцу было года полтора, мы, например, обучали его самостоятельности таким образом: если малыш...

Без лекарств

Б. П.: Напомню, что, избавившись от простудных заболеваний, мы избавились примерно от 90 процентов всех детских болезней. Остало...

Проблема пеленок

Эта проблема, так пугающая иногда молодых родителей, может быть разрешена по-разному. Одни убеждены, что это, конечно, мамина об...

Забота о других

Эта задача посложнее, чем просто заботиться о детях. И куда важнее. Я бы сказала, что главная родительская забота и должна состо...

Приходится расхлебывать

Наступает утро, Алеша открывает глаза и сладко потягивается. Папа, как всегда, дает ему штанишки и говорит: - Одевайся! Будем...

Учим ребёнка:

News image

Ест ложкой

Оборудование сцены Возьмите для работы пластмассовую мисочку. Для того чтобы она не скользила по столу, под нее можно подложить влажное бумажное ...

News image

Работа красками

Основные навыки Для начала лучше всего подойдут довольно большие кисти и большие поверхности, которые можно красить. Если красить красками собрал...

News image

Поощрение ускоряет процесс обучения и делает его более интер

Когда вы учите своего ребенка делать что-то новое, наградой, достаточной для поддержания его интереса и желания пробовать что-то новое, может стать ...