News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Обучение ребенка - Инверсия



Инверсия

инверсия

Представьте, что вы участвуете в забеге, в котором нет никаких правил. Есть только финишная черта и стартер, командующий: Марш! Допустим, вам, во что бы то ни стало, нужно обеспечить себе победу в этих соревнованиях. Что бы вы сделали? Обдумав и отвергнув множество возможных хитростей, вы, наконец, решаете стартовать возле самой финишной черты. Тогда, как только стартер скомандует: Марш! - вы финишируете, и успех будет за вами. А почему бы нет? Ведь здесь нет никаких правил!

Подход, называемый инверсией, предполагает, что процесс обучения будет во многом напоминать участие в странных соревнованиях, которые мы только что описали. Бегуном здесь будет ваш ребенок, а финишной чертой - завершение процесса. Лучшей гарантией успеха станет старт прямо рядом с финишем, или, другими словами, в момент, очень близкий к завершению работы над заданием. В этом случае после сигнального выстрела ребенку останется пробежать только последний, короткий участок дистанции, и победа будет за ним!

Этот подход удобен при обучении таким умениям, которые предполагают выполнение цепочки отдельных действий, всегда идущих в одной и той же последовательности. Посмотрим, как можно воспользоваться инверсией для того, чтобы научить ребенка, скажем, мыть руки. Это умение, как и многие другие, можно разбить на маленькие шаги, с которыми он в состоянии справиться. Сейчас для того, чтобы проиллюстрировать идею инверсии, мы разобьем умение умываться на такие четыре шага:

1. Включает воду.
2. Намыливает руки.
3. Споласкивает руки.
4. Выключает воду.

Попробуем найти финишную черту. Ею будет завершение 4-го шага - выключение воды. Ведь именно этот момент представляет окончание всех действий. Где же нужно стартовать, чтобы это было близко к финишу? Очевидно, сначала придется сделать 1-й, 2-й и 3-й шаги вам, то есть включить воду, намылить ему руки и сполоснуть их. Может быть, вы даже поможете ему взяться за кран для того, чтобы, как только вы скомандуете: Марш! - он смог выключить воду и таким образом легко и быстро завершить процесс. Забег будет выигран.

В жизни, однако, соревнования не могут оставаться всегда такими легкими. Мы ведь хотим разработать стратегию обучения не одному, последнему действию. Вы начали с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий, оставив ему совсем немного, чтобы закончить задание. Продолжая заниматься, вы каждый раз будете делать за него чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока в один прекрасный день не доберетесь до самого начала.

Обратимся к нашему примеру. После того, как ребенок научится выключать воду, вы начнете учить его хотя бы отчасти самостоятельно выполнить задание третьего шага - сполоснуть руки. Когда он одолеет шаг 3, вы сможете отступить еще немного - к умению намыливать руки с вашей помощью (шаг 2), затем к умению включать воду (шаг 1). Каждый раз, выполняя задание, ребенок, вероятно, с трудом будет одолевать новый для него шаг, а затем переходить к цепочке действий, которые он уже освоил, и таким образом без особых усилий добираться в до конца.

Следуя приему инверсии, ребенок выигрывает соревнования каждый раз!

Сначала - последний шаг

Для того чтобы научить Джесси снимать пальто, миссис Асеведо решила воспользоваться приемом инверсии. Она знала, что он уже умеет выполнять несколько последних действий - если пальто расстегнуто, он может легко снять его и повесить. Поэтому она решила отступить немного назад и попросить его выполнить заключительное действие, позволяющее расстегнуть последнюю пуговицу. Повозившись с этим новым делом, Джесси вскоре разделся - ведь остальные действия он уже освоил. Итак, он одержал победу, когда мама расстегнула все предыдущие пуговицы и даже начала расстегивать последнюю. Значит, шажок был выбран правильно.

В то время как Джесси делал один самостоятельный шаг за другим, миссис Асеведо шла как бы задом наперед, требуя, чтобы каждый раз он выполнял сам все большую часть задания. Каждый новый урок приносил немного нового, и все больше и больше действий становились для Джесси пройденным этапом. И что еще важнее, Джесси никогда не приходилось видеть, чтобы мама заканчивала то, что он начинал.

Если точно следовать принципу инверсии, то получится, что, стартовав, ребенок всегда приходит к финишу. Большинство навыков самообслуживания отвечают требованиям этой стратегии. Умение надевать рубашку, вытирать руки, есть спагетти - все умения, которые мы представляем себе в виде одной непрерывной операции, перечислить невозможно. Действительно, каждое из этих умений - есть цепь выполняемых в определенном порядке действий (шагов), обучать которым лучше всего с конца.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

Что бы я ни делала, мне не удается заставить сына выпит

News image

В своих предписаниях врачи всегда указывают: этот сироп принимать каждые четыре часа, а эти капли закапывать в глаза два раза в ...

Советы о том, как снять повязку без слез

News image

Наложить повязку легко, а вот снять ее - это проблема для большинства семей. Вот несколько полезных советов, которые мы слыша...

Разные дети:

Общаться с ребенком. Как?

News image

Урок I Безусловное принятие - принцип без принятия которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешным...

Позвольте ребенку плакать

News image

С самого начала ребенок хочет плакать, смеяться. Плач - это его глубокая потребность. Плача, он ежедневно погружается в катарсис...

Авторизация



Методика Никитичных:

И поесть спокойно не дадут!

Воскресное утро проходит в обычных будничных хлопотах: папа с Алешей убрали свои кровати, принесли воды, сделали еще кое-какие д...

Опрокинутая чашка

Иногда меня спрашивают, вспоминая историю с пролитым чаем: - Ну а сейчас как бы вы поступили в описанной ситуации? И я отв...

Если хочешь быть здоров

Б. П.: Да, придется начать опять-таки с закаливания, хотя обходимся мы, как и на первом году жизни детей, без специальных закали...

Что мы считаем важным

То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно...

Движение, движение, движение

Дошкольное детство. Само название будто напоминает: впереди школа. Как пугает она сейчас родителей новыми программами, непривычн...

Учим ребёнка:

News image

Три ключевых момента, о которых нужно поговорить заранее

Ожидания Одним из самых важных решений, которые вам предстоит принять, станет решение о том, чего можно ожидать от ребенка в плане самостоятельно...

News image

Меняет постельное белье

Прежде чем начинать занятия по этой программе, ваш ребенок должен научиться застилать постель. Оборудование сцены Пусть сначала на кровати не ...

News image

Определение шагов

Далее нужно аккуратно разделить выбранный вами навык на отдельные составляющие (шаги), как рассказывалось в главе 3. Подумайте о каждом шаге цепочки...