News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Советы по воспитанию - Отучаем малыша от подгузников



Отучаем малыша от подгузников

отучаем малыша от подгузников

Составляя данную книгу, мы изучили массу писем, присланных нам по электронной почте родителями детей дошкольного возраста со всех концов страны. Когда мы попытались рассортировать эти письма по категориям, стали очевидными проблемы, вызывающие наибольшее беспокойство. Самая большая группа вопросов связана с уходом за малышом. Победителем в этой категории стал вопрос: «Как научить ребенка пользоваться горшком?»*

* Если вас интересует, какая проблема доставляет больше всего хлопот родителям детей до двух лет, то это сон (см. Главу 10).

Вы наверняка раньше читали какую-нибудь литературу на эту тему и знакомы с основным советом большинства специалистов, а именно: подождать, пока малыш будет готов к такому обучению. Мы просмотрели рекомендации, предлагаемые доктором Споком, Т. Берри Брэзелтоном, Пенелопой Лич и многими другими специалистами, и нас совершенно не удивило, что все они в той или иной степени склоняются к одному и тому же подходу. Мы попытались обобщить для вас основные положения, тем самым избавляя от необходимости покупать эти книги.

Подождите, пока ребенку исполнится хотя бы два года и станут очевидными его способности:

• Понимать и произносить слова, обозначающие мочу и фекалии («пи-пи», «а-а» и т.п.)

• Выполнять простые указания

• Спускать и натягивать штанишки

• Понимать, когда подгузник мокрый или испачкан и просить сменить его

• Оставаться сухим в течение примерно двух часов после смены подгузника

• Иметь регулярный стул

• Гордиться тем, что научился новому

• Подражая вам или кому-то другому, пользоваться туалетом

Ваш ребенок должен первым проявить к этому интерес. Не следует учить его пользоваться горшком, если он не спрашивает об этом или никак не демонстрирует любопытства к горшку и тому, как им пользоваться.

Мы назвали приведенный выше подход так: «ключевая роль ребенка в обучении его умению пользоваться горшком». Основой такого подхода является убежденность в том, что дети растут и развиваются в соответствии с их собственным «графиком». Придет время, и ваш малыш сам обратит внимание на то, что взрослые не носят подгузников, а пользуются туалетом. Мальчик или девочка тоже захотят быть взрослыми и надевать такое же белье, как мама и папа. К этому времени ребенок уже имеет физическую способность осознавать, когда наступает время сходить на горшок, может самостоятельно справиться с одеждой - и все это по собственной воле, безо всякой борьбы. Так что родителям не стоит беспокоиться, если малыш счастлив в подгузнике и совершенно не проявляет интереса к горшку ни в два, ни в три и даже ни в три с половиной года.

Но если вы проявляете нетерпение в ожидании этого дня и пытаетесь форсировать события, вы постараетесь посадить ребенка на горшок раньше, чем он будет к этому готов эмоционально, физически и интеллектуально. Как следствие, малыш ощутит неудобство и неспособность справиться с ситуацией. Это повлечет за собой многочисленные неприятности, которые малыш будет воспринимать как неудачи, а в его сознании утвердится стойкая мысль, что все это ему не по силам. И тогда ребенок будет сопротивляться самой идее обучения; горшок для него станет полем битвы, борьбы характеров и воли. Поскольку вы не сможете контролировать деятельность пищеварительного тракта и мочеполовой системы, эту «битву» может выиграть малыш.

Такой подход выглядит разумным на бумаге, что объясняет такое широкое его распространение. Кроме того, в отношении многих детей он действительно верен - может быть, даже для большинства, но не для всех. Многие родители, пытавшиеся действовать по этой методике, сообщали, что в течение курса у их детей не отмечалось никакого прогресса, предсказанного специалистами. Вот некоторые цитаты из их жалоб:

«Моему ребенку уже больше трех лет, но он не проявляет ни малейшего интереса к тому, чтобы учиться пользоваться горшком».

«Мой малыш вначале заинтересовался, а потом по какой-то причине (может быть, из-за неудачного опыта или от скуки, что больше не происходит ничего нового) перестал пользоваться горшком».

«Мой сын говорит, что не хочет быть «большим мальчиком», ему нравятся его подгузники и он не желает расставаться с ними!»

«Мою дочь совершенно не волнует мокрая попка, и нам кажется, что ей нравится, когда по первому зову слуги (родители) меняют ей подгузники».

Родители рассказывали, что они терпеливо ждали. Но когда ребенку исполнилось три с половиной года, они с тревогой спрашивали себя : «Мой малыш когда-нибудь захочет учиться этому?» Заметим, что такая тенденция, когда ребенок в возрасте более четырех лет все еще не пользуется горшком, отмечается все чаще. Это подтверждается появлением новых подгузников супербольшого размера, предполагающих вес ребенка до 36 кг.

Тогда родители снова обращаются за помощью к этим специалистам и обнаруживают в их книгах примерно такие успокаивающие строчки: «Не волнуйтесь - ведь еще ни один ребенок не отправился в колледж в подгузнике!» Но ведь вовсе не это беспокоит родителей. Их волнует, что ребенок не сможет пользоваться горшком в детском саду.

В последнее время развернулось движение родителей во главе со специалистами, являющимися противниками методики «ключевой роли ребенка». Оно противопоставило ей строгий контроль родителей с начала и до конца процесса. Самыми известными лидерами этого нового подхода являются супруги Гари и Анна-Мария Эццо, которые руководят Международной организацией помощи семьям («Growing Families International parenting organization»), являются авторами многочисленных книг по семейному воспитанию и Джон Роузмонд — автор целого ряда трудов. Мы попытались обобщить суть этого подхода, который условно назвали методом «родительской строгости».

Метод «родительской строгости» состоит в том, что не следует оставлять за ребенком право определять, когда и как обучаться какому-то важному жизненному навыку. Совершенно очевидно, что это - область ответственности родителей. Вполне естественно, что дети хотят и ожидают от взрослых принятия важных решений и чувствуют себя растерянными и брошенными, когда этот груз перекладывается на них. Детей можно довольно легко обучать в очень юном возрасте (до двух лет). Они верят, что должны и могут делать то, чему их учат, если в процессе обучения им предоставляются достаточные возможности, поощрение и поддержка

При этом родители должны играть активную роль, по нескольку раз в день высаживая малыша на горшок и ожидая столько, сколько понадобится ребенку, сделать все свои «дела».

Приучая ребенка к горшку, родителям необходимо быть последовательными и не надевать на него подгузник во время прогулок или визитов, а твердо придерживаться обычного режима дня.

Родителям необходимо хвалить малыша за успех (только не перехвалите!). Их отношение должно формулироваться так: «Ходить на горшок - обычное житейское дело, а не огромное достижение».

Никогда не следует наказывать малыша, если произойдет «случайность». Но надо дать ему понять, что необходимо пользоваться горшком. Всегда просите малыша помочь вам вытереть следы «неприятности».

Супруги Эццо и Роузмонд указывают, что они основываются на методах, использовавшихся одно или два поколения тому назад, и прекрасно зарекомендовавших себя. Мало кто из детей к трем годам пользовался подгузниками.

Сторонники противоположных взглядов на обучение навыкам пользования горшком считают, что метод «родительской строгости» разрушает зарождающееся чувство самоуважения ребенка, и в некоторых случаях настолько травмирует детей, что, став взрослыми, они могут оказаться пациентами психиатра. Они рассказывали, как родители унижали их, заставляли стыдиться своих интимных мест и в результате - они вообще медленно всему обучались.

Сторонники «родительской строгости» насмехаются над приверженцами идеи «ключевой роли ребенка», считая их занудами, из-за которых вырастают чрезмерно избалованные маленькие тираны, которые по собственной воле даже не пойдут в ванную.

Возможно, какие-то из этих взаимных обвинений и верны, - мы не собираемся участвовать в этой полемике, потому что ни одна из методик не отражает в полной мере нашу собственную концепцию.

Мы призываем забыть о теоретических размышлениях на эту тему и применять то, что будет лучше для вас и вашего ребенка. Если вы считаете, что еще есть время и по характеру вы - спокойный и выдержанный человек, который может ждать, пока ребенок сам задумается над этим вопросом, то придерживайтесь этой линии поведения. Если же вы чувствуете, что еще два года смены подгузников доведут вас до точки, покупайте горшок, усаживайте на него малыша и начинайте работу.

Чтобы помочь определить, какие условия и характеристики могут склонить вас к той или иной точке зрения, мы составили список тезисов. Если вы хорошо знаете себя и своего ребенка, уверены в своей правоте, значит, обязательно найдете верный путь. Столкнувшись с проблемами, которые в форме вопросов и ответов приведены далее, вы справитесь с ними, проявив некоторую долю изобретательности. Всем без исключения родителям - какого бы метода они ни придерживались и к каким бы советам ни прислушивались - мы рекомендуем проявлять спокойствие и терпение, потому что, как всем нам хорошо известно (а если не известно, то об этом могут напомнить старые наклейки хиппи на бамперах машин): ВСЯКО БЫВАЕТ.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

Моя дочь кусается! Ей год и месяц, и у нее уже есть зуб

News image

При всем уважении к мудрости вашей бабушки это — просто безумие! Для малышки это будет означать, что взрослые тоже кусаются. Кро...

Что не следует делать, приучая ребёнка к горшку

News image

Мы всегда советуем родителям доверять собственным чувствам и интуиции в воспитании ребёнка. Когда же речь заходит о необходимост...

Разные дети:

Невинность

News image

Маленькие дети невинны, но они не приобретали невинность, она естественна. Они невежественны, но их невежество лучше, чем так на...

Три фазы секса

News image

Первая фаза - это самоизучение. Ребенок рождается самовлюбленным. Он любуется своим телом, оно прекрасно, он знает только его...

Авторизация



Методика Никитичных:

Современные опасности, угрожающие здоровью и жизни ребенка в

1. АЛКОГОЛИЗМ родителей: отягощенная наследственность; пьяное зачатие обрекает ребенка на психическое или физическое уродство. ...

Волшебная сила искусства

Меня как-то поразила простая мысль: человечество шлифует и накапливает свой нравственный опыт тысячи лет, а человек должен усвои...

Микроб тщеславия

Нас часто спрашивают: Общительны ли ваши дети? , или так: не заносчивы ли они, не считают ли себя выше остальных, поскольку рас...

Это чудо природы – молозиво

Мы пересмотрели уйму и отечественных, и зарубежных популярных книг для начинающих матерей и не нашли даже упоминания о молозиве ...

Почему пропадает молоко?

Итак, позднее прикладывание к груди - первый шаг к тому, чтобы пропало молоко. Первый, но не единственный. Вот следующие: каж...

Учим ребёнка:

News image

Снимает штаны

Оборудование сцены Начните с коротких штанишек или трусов на резинке. Их снимать легче всего. Сначала учите ребенка снимать штаны, когда он ра...

News image

Добивайтесь, чтобы навыки стали для ребенка функциональными

Теперь, держа в голове все данные вам педагогические советы, вы должны приготовиться сделать последний шаг - НАЧАТЬ! Чтобы подбодрить вас, напомним,...

News image

Несколько полезных советов

  Старайтесь заниматься в отсутствии отвлекающих факторов. Позже, когда ребенок привыкнет к игре, привлеките к ней также других членов семьи...