News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Воспитание ребенка - ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ВЫЗЫВАЕТ ОТВЕТНУЮ ПРИВЯЗАННОСТЬ



ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ВЫЗЫВАЕТ ОТВЕТНУЮ ПРИВЯЗАННОСТЬ

поведение ребенка вызывает ответную привязанность

Постоянное присутствие ребенка особенно полезно для женщин, которые не сразу обретают радость в материнстве. Однажды во время обхода я посетил Джен, впервые ставшую матерью, и нашел ее в очень плохом расположении духа. Что-то не так? - спросил я.

Она призналась: Эти чувства, которые я должна испытывать к ребенку, - у меня их нет! Я нервничаю, я вся в напряжении и не знаю, что делать . Я постарался ободрить Джен: Любовь с первого взгляда приходит не ко всем, это относится и к родительской любви. Для некоторых матерей и их малышей это долгий и медленный процесс. Не беспокойтесь, ваш ребенок поможет вам. Но вы должны создавать условия, которые позволят включиться системе взаимной привязанности . И я стал объяснять.

Все дети от рождения наделены специфическими чертами и свойствами, которые определяют как поведение, вызывающее ответную привязанность. Это также такие свойства и такое поведение, которые сообщают тому, кто заботится о малыше, о его присутствии и побуждают, подобно магниту, подойти к нему. К упомянутым чертам относятся округлые формы глаз ребенка, его щек, тельца; нежность его кожи, довольно большие глаза, проникающий взгляд, необыкновенный запах новорожденного, и, возможно, самым важным является язык, которым ребенок объясняется, - плач и звуки, издаваемые ребенком, собирающимся заплакать.

Вот как работает линия связи между матерью и ребенком в этот самый первый период их взаимодействия. Звуки, издаваемые плачущим ребенком, действуют на чувства матери. Здесь есть и физическая и психологическая составляющие. Как уже упоминалось в главе 1, плач ребенка вызывает у матери прилив крови к груди, сопровождаемый биологическим побуждением взять малыша на руки и нянчить его. Это один из самых ярких примеров того, как биологические сигналы, идущие от ребенка, включают биологическую реакцию матери. Нет в мире других таких сигналов, которые вызывали бы у матери столь сильный отклик, как плач ее ребенка. Только в этот ранний период жизни малыша его плач с такой силой влияет на мать и заставляет ее действовать.

Проследим, что происходит, когда ребенок и мать находятся вместе. Малыш начинает плакать. Мать, поскольку она рядом и настроена на восприятие ребенка, берет его и начинает кормить. Младенец перестает плакать. Когда ребенок снова просыпается, начинает извиваться, делает гримаску и затем плачет, мать реагирует точно так же. В следующий раз мать замечает сигналы, предшествующие плачу. Когда ребенок просыпается, начинает извиваться и кривит лицо, она берет его на руки и кормит до того, как он заплачет. Она научилась читать подаваемые ее ребенком сигналы и соответствующим образом откликаться на них. После того как такой диалог повторяется между матерью и ребенком много раз, они начинают работать как единая команда. Ребенок учится подавать более четкие сигналы, мать - быстро отзываться на них. Так как плач вызывает гормональный отклик в организме матери, у нее начинается прилив молока к груди, мать и ребенок находятся в биологическом равновесии.

Теперь представим себе, что происходит, когда ребенок находится в палате для новорожденных. Младенец лежит в пластиковой коробочке. Он просыпается, он голоден и плачет вместе с другими двадцатью голодными младенцами, которые к этому времени разбудили друг друга. Добрая и заботливая сестра слышит плач и спешит на зов, она делает все, что может успеть. Но у нее нет биологической привязанности к данному ребенку, она не запрограммирована на сигналы конкретного новорожденного, содержание гормонов в ее организме не меняется при звуках плача. Она относит к матери плачущего голодного малыша в установленное время. Проблема в том, что плач ребенка имеет две стадии: первые звуки плача вызывают чувство приязни, а затем, когда плач становится раздражительным, это может отталкивать.

Из дневника Марты: Я посмотрела в глаза моего новорожденного и поняла, что чувство голода - новое для него. Он никогда не знал его раньше и не знает, что я могу быстро избавить от него. Голодный ребенок сначала беспокоен, потом быстро начинает просто неистовствовать. Я старалась успеть до того, как это произойдет .

Мама, которая пропустила первый выход на сцену в этом биологическом действии, потому что ее не было рядом, когда ребенок начал плакать, тем не менее должна заняться им несколькими минутами позже. К тому времени, когда малыша принесут к матери, он может продолжать плакать, или снова заснет, или встретит мать более или менее интенсивными и беспокойными всхлипываниями. Мама, которая биологически связана с ребенком, слышит этот сердитый плач, но, вероятнее всего, он волнует и огорчает ее, а не вызывает прилива нежности. Хотя у нее есть грудь, чтобы дать ребенку и успокоить его, она может быть столь уставшей и взвинченной, что молоко не пойдет, а ребенок расплачется еще сильнее. Мама начинает сомневаться в своей способности успокоить малыша, и он проводит все больше времени в детской палате, где, как кажется матери, специалисты лучше позаботятся о нем. Мама не может видеть сигналов, подаваемых ребенком, связи между ними рвутся, они уходят домой из больницы, не поняв и не узнав друг друга.

Совсем иначе обстоит дело с ребенком, который пребывает вместе с матерью. Сигналы, которые предшествуют плачу, улавливаются матерью, и она прикладывает его к груди до того, как плач (сигнал, призывающий на помощь) перейдет в отчаянный рев. Таким образом и мать, и ребенок выигрывают от нахождения вместе. Младенцы меньше плачут, матери не раздражаются, меньше сил тратят на то, чтобы успокоить малыша, реже наблюдается синдром дистресса новорожденных (беспокойство, спастические боли в животе, непрерывный плач). У нас принято говорить, что дети, содержащиеся отдельно, плачут сильнее, а дети, находящиеся вместе с мамами, плачут лучше.

Происходит взаимное приспосабливание. Проводя все время вместе и ведя непрерывный диалог сигналов-ответов, мать и ребенок учатся приспосабливаться друг к другу и открывают в себе лучшие стороны.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

Мы проводили собеседование с несколькими нянями, собира

News image

Если вам удастся подыскать няню высшей квалификации, не сомневайтесь: у нее найдется, что противопоставить упрямому малышу. Глав...

Как уложить ребенка спать

News image

А теперь приступим к самому трудному вопросу — проблеме номер один для родителей грудных младенцев и малышей: как добиться того,...

Разные дети:

А как насчет дисциплины?

News image

Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Этосоздает чувство безопасности, а жизнь понятной. Зн...

Как разрешать конфликты

News image

Как и почему возникают конфликты между родителями детьми. Очевидно, что дело в столкновении интересов родителя и ребенка. ...

Авторизация



Методика Никитичных:

Кормить ли ночью?

Об этом я не решилась бы написать, если бы не книга известного американского педиатра доктора Б. Спока. Он написал о том, что ам...

Зачем ползать?

Но вот кроватка уже освоена вдоль и поперек. И на полу, на мягком матраце, застеленном большой простыней, совершаются первые поп...

Как рождаются способности?

Б. П.: В основу умственного развития наших детей положены все те же наши три кита : богатая для разнообразной деятельности обст...

Помощник не в шутку, а всерьез

Никто нам не верит, что начиная с года малыши уже могут быть помощниками. Но в нашем дневнике записи Алеша - помощник начинают...

Результаты радуют

Б. П.: Для определения результатов необходимы критерии. В детских садах и школах оценка физического развития детей производится...

Учим ребёнка:

News image

Договоры

Мы все время говорим об использовании вознаграждений для поощрения желательного поведения ребенка. В сущности, речь идет о соглашениях или договорен...

News image

Составление расписания

1. Возьмите дневник, который вы вели в течение двух недель, и обведите кружочком (лучше цветным, чтобы выделялся) каждый случай Ст. 2. Подсчитайте...

News image

Не все идет хорошо

Если работа не идет, не нужно впадать в панику или вопрошать, стоит ли вообще прилагать столько усилий. Стоит. У какого учителя не бывает плохих дне...