Методы модификации поведения занимают в воспитании детей свое место. Однако ошибочно применять их как главный способ воздействия на ребенка.
Модификация поведения — это система, в которой используется положительное подкрепление — введение положительного фактора; негативное подкрепление - устранение положительного фактора; и наказание — введение негативного фактора.
Пример позитивного подкрепления - когда мы в награду за хорошее поведение, даем ребенку что-нибудь вкусное. Негативное подкрепление заключается в лишении ребенка привилегий. Например, за плохое поведение мы запрещаем ему смотреть любимую телевизионную передачу. Наказание иногда называют техникой, вызывающей отвращение. Пример: за неподобающее поведение нажимают на трапециевидную мышцу.
В своих возражениях против использования системы модификации поведения в качестве основного метода воздействия на ребенка я исхожу из того, что многие родители заменяют ею эмоциональное общение и теплоту. При чрезмерном использовании этой техники ребенок не ощущает себя достаточно любимым.
Если к системе модификации поведения прибегать слишком часто, то возникает и другая проблема, а именно: у ребенка вырабатывается искаженное представление о системе ценностей. Он учится делать то, за что, как он знает, получит награду. Со временем у него разовьется подход, типа: “А что мне за это будет?”
Мудрые родители очень редко прибегают к методам модификации поведения. Некоторые из обсуждавшихся ранее методов дисциплинирования ребенка, такие, как тайм-ауты, подпадают под эту категорию. В модификации поведения есть нечто формальное и безличное. Как правило, к ним следует прибегать в “тяжелых” случаях, когда ребенок раз за разом совершает какой-то плохой поступок и при этом не выражает раскаяния, но и не ведет себя вызывающе.
Есть одна ситуация, в которой данная система хорошо срабатывает, когда дети в семье дерутся друг с другом. Когда нашим мальчиками было пять и девять лет, они часто дрались. Наши просьбы прекратить это не очень помогали. В лучшем случае, мир воцарялся на несколько часов. Наказания также имели краткосрочный эффект и были неприятны для всех. Но помогла система вознаграждений. Мы повесили на стену большой лист бумаги и рисовали на нем звездочки: одна звездочка за каждую минуту мира. Постепенно мы увеличивали этот временной интервал, до тех пор пока драки полностью не прекратились. За определенное количество звездочек мы давали каждому из мальчиков соответствующее его возрасту вознаграждение.
Одно предупреждение по поводу этой техники: для ее успешного применения требуется время, последовательность, серьезные усилия и терпение. Не начинайте, если не готовы идти до конца. Иначе то, что вы задумали, окончится неудачей.
Во всех аспектах взаимоотношений с вашими детьми стремитесь, когда только это возможно, делать упор на положительное. Если вы будете поступать так, то с большим успехом сумеете дисциплинировать детей, когда в этом возникнет необходимость. Да и в целом воспитание ребенка (включая привитие ему навыков правильного обращения с гневом) пойдет у вас лучше.
Самое могущественное “позитивное подкрепление” — это ваше одобрение, которое вы ежедневно выражаете ребенку. Вы делаете это в самой обычной обстановке, непринужденно и естественно, порой без помощи слов. Вы просто слушаете его внимательно, улыбаетесь, обнимаете его и проводите с ним время. Это помогает пробудить в ребенке его лучшие качества. Эти способы не вписываются в систему модификации поведения. Но они гораздо скорее помогут вам прийти к такой семейной жизни, которой вы желаете.
Расстаемся с вещами и привычками![]() Соски-пустышки, бутылочки и плюшевые мишки - они такие милые, привлекательные и любимые, с ними так тепло и уютно нашим малышам ... |
Как приучить ребенка к горшку: чью сторону вы принимает![]() Прочтите утверждения, приведенные в каждой из колонок. Если вы согласны с четырьмя и более положениями, значит, для вас будет ле... |
Как научить ребенка ходить на горшок![]() Обучение ребенка ходить на горшок сопровождается насилием. Детей заставляют идти на горшок в определенное время. И вот дети уже ... |
Разумность![]() Разум не является чем-то приобретенным, это врожденное качество, оно является неотъемлемой частью самой жизни. Не только дети ра... |
Как рождаются способности?Б. П.: В основу умственного развития наших детей положены все те же наши три кита : богатая для разнообразной деятельности обст... |
Коварство комфорта. Интервью с профессором И. А. АршавскимСвое мнение о принципиально новых методах воспитания детей высказывает в беседе с журналистом О. Франценом заведующий лаборатори... |
Наша семьяВ каждой семье есть свои особенности, обычаи, традиции, свой уклад жизни. И у нас он свой. Это обнаруживается прямо с порога:... |
Без мамы плохоОднажды в скверике мы наблюдали такую трогательную сценку. На скамейке оживленно разговаривают две молодые женщины. К одной из н... |
Гимнастика до рожденияНу какое, например, может иметь значение, много ли шевелится малыш у мамы до рождения или мало? Мы тоже не придавали значения эт... |
![]() Навыки самообслуживанияКонтрольный список Сделайте, пожалуйста, отметки в квадратиках той графы, которая в наибольшей степени соответствует степени владения вашим реб... |
![]() Анализ реакции на поведение ребенкаТщательно проанализируйте, что обычно происходит сразу после нежелательной выходки ребенка. Может быть, вы или кто-то из членов вашей семьи реагируе... |
![]() Краткие указания по обучению ребенка умению делать большие дПродолжайте пользоваться подгузниками Пусть ребенок носит подгузники до тех пор, пока вы не сумеете начать учить его делать в туалете малые дела.... |