News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Обучение ребенка - Умение определять время по часам


Умение определять время по часам

умение определять время по часам

Цель данной программы - помочь вам научить ребенка определять время по обычным часам. Несмотря на то, что сейчас очень популярны электронные цифровые часы, на которых высвечивается текущее время, мы все-таки рекомендуем учить ребенка, используя стандартные часы. Глядя на циферблат, ребенок не только сможет определить, который час, но и получить ощущение времени. Многие дети механически реагируют на цифры, высвечивающиеся на электронных часах, но при этом чувство времени у них совсем не развивается. После того как ваш ребенок научится пользоваться обыкновенными часами, перенести этот навык на электронные цифровые часы не составит большого труда.

Достижение успеха в этой области потребует от вас большого терпения. Но игра стоит свеч. Научиться определять время - значит сделать большой шаг на пути к независимости.

Подготовительные навыки

Для того чтобы узнать, владеет ли ребенок всеми необходимыми подготовительными навыками, нужно произвести оценку. Если выяснится, что он владеет не всеми, то очень важно сформировать их, прежде чем приступать к занятиям по программе обучения умению определять время. Если вы попытаетесь учить ребенка определять время, а счету от 1 до 12 будете обучать по ходу дела, то вас обоих постигнет разочарование.

__________ Считает от 1 до 12
__________ Распознает цифры 1-12
__________ Выстраивает по порядку цифры от 1 до 12
__________ Наносит цифры 1-12 на циферблат
__________ Узнает часовую и минутную стрелки
__________ Показывает, в какую сторону движутся стрелки
__________ Считает до 30
__________ Считает до 30 пятерками (5, 10, 15)

Оценка

Проведите ребенка по всем пунктам таблицы Оценка навыков, необходимых для определения времени по часам (стр. 223).

Разделы этой таблицы идут в порядке возрастания сложности и по всем пунктам соответствуют разделам представленной ниже программы обучения.*
* Здесь, однако, следует иметь в виду, что восприятие фраз, обозначающих время, в английском и русском языках имеет разную степень трудности. В частности, начало следующего часа, когда часовая стрелка только что миновала цифру, обозначающую предыдущий час [8:10] по-английски сформулировать ( 10 минут после восьми ) и понять довольно легко, поэтому в программе умение определять начало следующего часа идет сразу за умением определять часы. Русская формулировка в этом же случае ( 10 минут девятого ) труднее. (Прим. переводчика.)

Занятия с ребенком начинайте с раздела программы, который соответствует тому разделу оценочной таблицы, в котором у него появляются первые ошибки.

Материалы

Вам потребуются большие учебные часы с двигающимися стрелками. Такие часы можно сделать из бумажной тарелки. Сначала нужно вырезать картонные стрелки и закрепить их в центре круга с помощью кнопки. Стрелки по длине должны сильно отличаться друг от друга, а минутную можно выкрасить в какой-нибудь цвет. Напишите на циферблате цифры и отметьте рисками минуты между цифрами 11 и 12, а также между 12 и 1. Поскольку обучение этому умению, очевидно, займет много времени, можно приобрести более долговечные учебные часы. Они продаются в магазинах учебных пособий и в магазинах игрушек.

Оценка навыков, необходимых для определения времени

Устанавливайте на учебных часах время, указанное в каждом пункте проверки. Спрашивайте ребенка: Который час?

Маленькую (часовую) стрелку устанавливайте точно на цифры, обозначающие часы, за исключением особо оговоренных случаев.

Считайте ответ ребенка правильным, только в том случае, если он ответит без вашей помощи. (Отмечайте те случаи, когда он дает правильный ответ с минимальной помощью.)

Продолжайте испытания до того пункта, при выполнении которого ребенок ошибется несколько раз подряд.

I. ЧАСЫ

____ 2:00

____ 9:10 (10 минут десятого)

____ 7:00

____ 6:20 (20 минут седьмого)

____ 6:00

____ 11:25 (25 минут двенадцатого)

____ 11:00

____ 5:15 (15 минут шестого)

____ 12:00

II. НАЧАЛО СЛЕДУЮЩЕГО ЧАСА

А. 5 минут следующего часа

_____ 8:05 (5 минут девятого)
_____ 4:05 (5 минут пятого)

Б. 10-25 минут следующего часа

_____ 3:15 (15 минут четвертого)
_____ 1:05 (5 минут второго)

В. Более трудный вариант:

Часовая стрелка впереди

-- 2:15 (15 минут третьего)
-- 1:20 (20 минут второго)
-- 3:25 (25 минут четвертого)

Стрелки на одной и той же цифре

III. ПОЛОВИНА ЧАСА (Установите часовую стрелку на четверти ее пути от одного часа до другого)

_____ 10:30 (половина одиннадцатого)
_____ 9:30 (половина десятого)
_____ 7:30 (половина восьмого)
_____ 1:30 (половина второго)
_____ 4:30 (половина пятого)
_____ 5:30 (половина шестого)
_____ 6:30 (половина седьмого)
_____ 12:30 (половина первого)

IV. БЕЗ… МИНУТ СЛЕДУЮЩИЙ ЧАС

А. 5 минут до часа

_____ 3:55 или без 5 минут четыре
_____ 8:55 или без 5 минут девять

(Установите часовую стрелку на 9)

Б. 10-25 минут до часа

_____ 6:50
_____ 2:40
_____ 7:45
_____ 2:35

В. Более трудный вариант:

Часовая стрелка впереди

_____ 9:35
_____ 11:40

Стрелки на одной и той же цифре

_____ 10:50
_____ 7:35

V. ПРИМЕРНО

_____ 8:14 (примерно 15 минут девятого)
_____ 3:42 (примерно без 20 минут четыре)
______ 11:58 (примерно двенадцать часов)

Учите ребенка не ошибаться

Многие дети способны правильно узнавать время, но часто, вместо того чтобы подумать, пытаются ответить побыстрее и обычно ошибаются. Главное правило, которым нужно руководствоваться, занимаясь ребенком, - не позволять ему гадать. Процедура, которую мы описываем ниже, поможет избежать неверных ответов. Если вы все делаете правильно, ребенок будет ошибаться редко. Побуждайте его не спешить и во всех случаях, когда он не знает ответа, обращаться к вам за помощью. Если надо, прибегайте к тактике отсрочки ответа: просите его подождать несколько секунд, прежде чем ответить.

Процедура I. Обучение умению определять часы

Установите на ваших учебных часах какой-нибудь час, например, восемь. Попросите ребенка указать на длинную, минутную стрелку. Правильно, она на двенадцати. Это значит ровно . Затем попросите его указать на короткую, часовую стрелку. Хорошо. Сколько сейчас на часах? (Если нужно, ответьте сами, а потом повторите свой вопрос). Сколько сейчас на часах? (Если ребенок попытается угадать, попросите его немного подождать и только потом ответить.) Правильно, сейчас восемь часов. Молодец!

При необходимости подскажите, указав на соответствующую цифру. Постепенно переставайте подсказывать. Можно также написать на липкой ленте слово ровно и приклеить это слово прямо над цифрой 12. Позже, когда он усвоит эту идею, ленту можно будет убрать. Через некоторое время отпадет необходимость и в том, чтобы ребенок указывал на длинную и короткую стрелки. Кроме того, можно будет заменить вопрос: Сколько сейчас на часах? вопросом: Который час?

  Практикуйтесь, устанавливая на часах разное время. Сначала идите строго по циферблату, устанавливая один за другим каждый час. Позже можно будет выбирать часы в произвольном порядке.

  Представьте, что вам надо понарошку прожить целый день, проиграйте с ребенком этот день, связывая каждый час с типичной для него деятельностью.

  Поиграйте в игру: Сейчас пять часов? Пусть ребенок отвечает да или нет, и если нет, то сколько на самом деле.

Вариант. Предложите ребенку установить какой-нибудь час и попросить вас ответить. Минутную стрелку удерживайте на 12, чтобы он мог передвигать только часовую (позже не помогайте ему даже в этом). При необходимости поначалу можно помогать ему устанавливать короткую стрелку на нужный час, затем нужно отказаться и от этого вида помощи. Учить ребенка узнавать 12 часов следует в последнюю очередь, только после того как он научится постоянно, без подсказок, определять все остальные часы. Условием перехода к процедуре II должно стать его умение узнавать все часы при вашей минимальной поддержке.

Процедура II. Обучение умению определять время, когда минутная стрелка показывает 5,10,15, 20 и 25 минут следующего часа

А. Определяет время, когда минутная стрелка показывает 5 минут следующего часа. Начните с определения часа. ( Который час следующий? Девять часов. ) Затем побудите ребенка отсчитать пять рисок (до цифры 1 ). После этого вы должны поместить над цифрой 1 (за пределами циферблата) маленькую цифру 5. Скажите: Это пять минут девятого. Который теперь час? (Подскажите ответ, помогая ребенку отсчитать минуты по минутной стрелке - пять минут - затем укажите на часовую стрелку девятого ).

Примечание: Будьте постоянны в своих формулировках. Основная процедура обучения состоит из трех шагов:

1. Отсчитывает минуты до того места, на которое указывает минутная (длинная) стрелка (в дальнейшем будете отсчитывать по пять минут).
2. Определяет, что это начало следующего часа (позже ему придется решать, начало ли это следующего часа или без ... минут следующий час).
3. Называет следующий час, отсчитывая его от того места, на которое указывает минутная стрелка.

Для отработки этих шагов немного подсказывайте ребенку ответ. Например:

  начните с 8:00. Сейчас 8 часов. Какой час следующий? ;

  передвиньте минутную стрелку на 5 минут вперед. Сколько минут девятого? ;

  проделайте то же, устанавливая другие часы;

  установите часы на пять минут девятого. Сейчас пять минут ____? (При необходимости укажите на час.)

Повторите процедуру с другими часами.

Вариант: побудите ребенка установить время. Например:

  начните с 7:00 и попросите ребенка установить на часах пять минут восьмого;

  начните с пяти минут восьмого и попросите установить пять минут одиннадцатого.

(В обоих случаях ребенок передвигает только одну стрелку. Для предотвращения ошибок можете придерживать другую его руку, пока в этом будет необходимость.)

Постепенно переставайте:

  указывать на правильное положение стрелок или отсчитывать минуты вместе с ребенком;

  подсказывать, давая часть ответа на свой вопрос вместо ребенка;

  предотвращать ошибочные ответы удерживанием стрелки, которую не нужно двигать;

  переносить на последнее место отработку умения определять такое время как 5 минут второго (5 минут первого тоже может быть трудное для определения время).

Б. Определяет время, когда минутная стрелка показывает 10, 15, 20 и 25 минут следующего часа. После того как ребенок научится определять время, когда это 5 минут следующего часа, перестаньте отсчитывать минуты по одной и начинайте отсчитывать по пять. На внешней стороне циферблата мелкими цифрами напишите 5, 10, 15, 20, 25 и 30. Если хотите, напишите их на клейкой ленте, чтобы потом отклеить.

Занимайтесь по очереди каждым из этих положений минутной стрелки, используя стратегию, изложенную выше, до тех пор, пока ребенок не научится делать этой с вашей минимальной помощью (имеются в виду редкие подсказки относительно того, какую стрелку нужно передвинуть, и подсказки, помогающие начать отсчет пятерками ).

Побуждайте ребенка отсчитывать минуты вслух каждый раз, когда он ищет положение минутной стрелки. Пусть он начинает с цифры 1 на циферблате и указывает на последующие цифры (то есть 5, 10, 15, 20 минут девятого).

Установите правило: Сначала считай до длинной (минутной) стрелки . Для того чтобы ее конец больше выделялся, его можно при желании пометить цветной пленкой. Впоследствии эту пленку можно будет снять.

Процесс обучения состоит из трех шагов. Запомните их:

1. Отсчитывает по пять количество минут до длинной стрелки;
2. Определяет, что это начало следующего часа;
3. Называет час.

Ребенок всегда будет говорить: ... минут [такого-то] . Побуждайте его отсчитывать минуты пятерками , даже после того как он механически запомнит некоторые положения минутной стрелки. Когда вы устанавливаете время, которое ребенок должен определить, то:

  в некоторые дни начинайте с установки определенного часа (например 8:00) и затем представляйте ребенку один за другим последующие моменты времени (5 минут девятого, 10 минут девятого, 15 минут девятого);

  в другие дни на протяжении урока не меняйте положение минутной стрелки (установите, например, 10 минут такого-то), а меняйте положение часовой (10 минут девятого, 10 минут четвертого, 10 минут седьмого);

  когда ребенок научится определять время при постепенном переходе от одного значения к другому и т.д., начните задавать ему разные моменты времени вперемешку (5 минут девятого, 15 минут шестого). Сначала, возможно, ему потребуется больше ваших подсказок.

Вариант. Попросите ребенка установить для вас какое-нибудь время. Скажите ему, чтобы он выбрал такое время, которое сам умеет определять. Когда вы будете отвечать, четко продемонстрируйте ребенку весь процесс определения времени, вслух комментируя каждый из трех шагов.

В. Когда часовая стрелка впереди. Ребенок начинает с цифры 12 и отсчитывает по пять минут, пока не доходит до места, на которое указывает минутная стрелка. Когда вы начинаете учить его определять начало следующего часа, лучше упражняться только с такими моментами времени, когда минутная стрелка оказывается на циферблате впереди часовой.

После того как ребенок научится ориентироваться в таких ситуациях, переходите к более сложной задаче - определению времени, когда впереди находится часовая стрелка. Аккуратно подсказывайте ему, когда он отсчитывает минуты, чтобы он продолжал считать и после прохождения часовой стрелки, пока не дойдет до минутной.

Время, когда обе стрелки оказываются на одной и той же цифре (10 минут третьего, 25 минут шестого), оставьте на потом. Короткую (часовую) стрелку держите ровно на цифре, обозначающей час (а не в промежутке между цифрами, как это бывает в действительности). Со временем вы сможете постепенно передвигать ее, устанавливая в любое положение между двумя цифрами.

Помните: Нельзя позволять ребенку угадывать. Побуждайте его выполнять задание медленно и следовать процедуре отсчета минут так, чтобы не ошибиться.

Процедура II. Обучение умению определять половину часа

Поначалу процесс будет таким же: нужно отсчитывать по пять минут, пока не дойдете до 30 минут, на что и указывает минутная стрелка. Сейчас 30 минут девятого .

Когда ребенок начнет осваивать этот навык, объясните ему: Ты можешь также сказать половина девятого . Каждый раз побуждайте его говорить 30 минут такого-то , а затем эквивалент этого выражения (или половина такого-то).

По мере освоения этого умения ребенок может начать говорить: Половина такого-то каждый раз, не считая минуты. Но не удивляйтесь, если на следующий день ему опять потребуется отсчет минут. Поощряйте такой счет, так как ваша цель - научить ребенка процессу определения времени, а не просто запоминанию определенных моментов.

Когда вы учите ребенка определять половину часа, часовую стрелку следует помещать на расстоянии четверти пути от одного часа до другого. Позже вы сможете ставить ее на середину.

Примечание: Учите ребенка связывать разные моменты времени с событиями повседневной жизни. Проходитесь по циферблату и рассуждайте о том, что вы обычно делаете в такое-то и такое-то время.

Процедура IV. Обучение умению определять время, когда минутная стрелка показывает, что до следующего часа остается 5, 10, 15, 20 и 25 минут

Будьте постоянны в своих формулировках.

Действуйте так же, как и при отработке предыдущих навыков. Здесь процесс определения времени также состоит из трех шагов.

1. Отсчитывайте от цифры 12 по пять минут, пока не дойдете до места, на которое указывает минутная стрелка.
2. Решите, что это: начало часа или без скольких-то минут час.
3. Назовите час, ориентируясь на часовую стрелку.

Теперь вам нужно будет решать, начало ли это следующего часа или без скольких-то минут час. Сначала возьмите небольшие отрезки клейкой ленты, напишите на них числа 5, 10, 15, 20 и 25 и поместите их полукругом вдоль левой стороны циферблата. Чтобы дать ребенку подсказку, можно либо заштриховать левую сторону циферблата, либо написать большими буквами справа и слева начало часа и без . В начале учебного процесса можно подсказывать ему, спрашивая: Это начало или без? Затем побуждайте его говорить вам время. Кроме того, начало и без можно отрабатывать, даже не прося ребенка определять точное время. Превратите это в игру и проверьте, насколько легко он сможет ответить начало или без , когда вы произвольно устанавливаете то начало часа, то без скольких-то минут час.

Также как и раньше, на первых порах устанавливайте часовую стрелку так, чтобы она указывала ровно на какой-нибудь час. И так же как и в предыдущем случае, лишь потом займитесь определением времени, когда часовая стрелка оказывается впереди минутной (например, без 15 минут 11).

После того как ребенок научится определять любой момент времени, о котором можно сказать без... минут ... , попрактикуйтесь в определении всевозможных моментов времени в течение часа (скажем, от 8 до 9). При этом отсчитывайте минуты по пять. Когда он усвоит это умение настолько, что большинство его ответов будут правильными, уберите метки, обозначающие 10, 20 и 30 минут, а позже уберите остальные (5,15 и 25).

Когда вы занимаетесь отработкой этого навыка, держите свои учебные часы на расстоянии около метра от ребенка, чтобы он не мог дотрагиваться до них во время отсчета минут. Затем попрактикуйтесь на домашних часах, достаточно больших и находящихся в пределах досягаемости.

Не стоит разрешать ребенку надевать наручные часы до тех пор, пока он, в основном, не ознакомится с процедурами I - IV, то есть пока он не усвоит рассматриваемое умение настолько, что почти перестанет делать ошибки. Новые часы могут стать ему прекрасной наградой за то, что он научился говорить, который час.

Комментарии

Некоторые люди предпочитают учить своих детей в рассматриваемых ситуациях говорить: 35, 40, 45, и 55 минут такого-то . У этого подхода есть свои достоинства. Во-первых, тогда не играет роли, о какой половине часа идет речь, и, следовательно, от ребенка не требуется различения, где начало часа, а где без ... минут час. Во-вторых, время обозначается письменно именно в таком виде: 8:50, а не без 10 минут девять, да и цифровые электронные часы показывают время именно так. Однако наряду с достоинствами, у этого подхода есть и недостатки. Этот подход предполагает умение считать пятерками до 55 минут, а многим детям это трудно. Кроме того, мы привыкли, думая о времени, говорить себе: ... минут такого-то часа и Без ... минут такой-то час . Ребенок скорее поймет без 10 минут девять , чем 8:50 .

Мы решили, что большинству детей больше подходит описанный выше метод. Когда ваш ребенок освоит его, вы сможете обучить его цифровому эквиваленту (что, к примеру, без 10 минут девять есть то же самое, что и 8:50).

Процедура V. Обучение ребенка умению определять время, когда минутная и часовая стрелки расположены в промежутках между двумя цифрами

Мы несколько раз подчеркивали, что обучение данному умению должно исключать ошибки. Но для того чтобы программа была полной, необходимо научить ребенка определять время по часам так, как они в действительности показывают его, - когда стрелки оказываются в промежутках между цифрами.

Обучение умению считать минуты внутри пятиминутных интервалов может потребовать неоправданно больших усилий. Возможно, поэтому вы решите научить ребенка давать приблизительный ответ. Если так, то:

  установите минутную стрелку между двумя цифрами на циферблате;

  побудите ребенка определить, что это за цифры и какая из них ближе к стрелке;

  когда минутная стрелка находится на расстоянии одной или двух минут от одной из цифр, научите его говорить: Сейчас примерно... Например, на часах 10:14. Пусть скажет: Сейчас примерно 15 минут одиннадцатого или, если на часах 10:11, Сейчас примерно 10 минут одиннадцатого .

Что нужно сказать относительно часовой стрелки? Объясните ребенку, что называть нужно всегда тот час, по направлении к которому движется часовая стрелка. Покажите ему на учебных часах, которые показывают время 15 минут третьего, что часовая стрелка миновала цифру два и направляется к цифре три . Значит, это начало третьего часа. А когда часовая стрелка находится близко к цифре, значит, время - скажем, без пяти минут три. Труднее сформулировать, который час, когда минутная стрелка показывает без 25 минут сколько-то; во всех остальных случаях, часовая стрелка будет расположена близко к цифре.

Процедура VI. Обучение умению пользоваться часами других типов и другое представление времени

Когда ребенок научится определять по часам любое время, попрактикуйтесь с часами, на которых все цифры, кроме 3, 6, 9, и 12, прикрыты (ведь некоторые наручные и другие часы выглядят именно так!). Упражняйтесь на всех часах, которые есть в доме. Купите ребенку наручные часы и побудите его носить их. Не упускайте возможности в течение дня спросить его, который час.

Научите его другим существующим способам называть время:

1. Половина девятого - это то же самое, что восемь тридцать или тридцать минут девятого.
2. Четверть - это то же самое, что 15 минут.
3. Восемь десять - то же самое, что десять минут девятого.
4. Позже, может быть, вы научите ребенка понимать, чему соответствуют высвечивающиеся цифры на электронных цифровых часах.

Потом объясните ему, что такое... часов утра,… часов вечера, что такое полночь и полдень. Научите его также понимать, о каком времени идет речь, если говорится, что что-то произойдет через... минут.

Продолжайте соотносить время с важными событиями дня. Побуждайте его говорить вам, который час, в разное время дня.

Если в процессе обучения своего ребенка вы дошли до этого момента, ПОЗДРАВЛЯЕМ! Вы сформировали у него трудное и полезное умение.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

Дисциплинарная система для малышей

News image

Существуют шесть основных принципов, которые должны быть учтены при применении наказания к детям до четырех лет. Наказание должн...

Кристофер без проблем привык к тому, что меня в течение

News image

Точно так же мы собирались поступить с собственной дочерью Карен, когда впервые отвели ее в детский сад в три с половиной года. ...

Разные дети:

Если ребенок натолкнулся на серьезную трудность, с которой не может справиться самостоятельно, тогда

News image

Скорее всего из лучших побуждений родители хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей. Бывает и другое...

Как разрешать конфликты

News image

Как и почему возникают конфликты между родителями детьми. Очевидно, что дело в столкновении интересов родителя и ребенка. ...

Авторизация



Методика Никитичных:

Споры не ссоры

Б. П.: Иногда нас спрашивают, послушны ли наши дети, не вступают ли с нами в пререкания, в споры. Надо сказать, что мы не стреми...

А каша тут ни при чем

- Каши надо больше есть - крепким будешь, - говорят бабушки Алеше. - Доедай все: в тарелке сила твоя остается. Кормить поболь...

Приходится расхлебывать

Наступает утро, Алеша открывает глаза и сладко потягивается. Папа, как всегда, дает ему штанишки и говорит: - Одевайся! Будем...

Гарантия от перегрузок

А не чересчур ли такая сплошная да еще интенсивная деятельность? Не перегружен ли мозг ребенка информацией? Не ведет ли это к п...

Спасибо, отец, за науку!

Как же много надо, чтобы быть этим ведущим надолго. Часто вспоминаю я своего отца. Он пользовался и у взрослых и у детей непрере...

Учим ребёнка:

News image

Не все идет хорошо

Если работа не идет, не нужно впадать в панику или вопрошать, стоит ли вообще прилагать столько усилий. Стоит. У какого учителя не бывает плохих дне...

News image

Умение определять время по часам

Цель данной программы - помочь вам научить ребенка определять время по обычным часам. Несмотря на то, что сейчас очень популярны электронные цифровы...

News image

Навыки самообслуживания

Контрольный список Сделайте, пожалуйста, отметки в квадратиках той графы, которая в наибольшей степени соответствует степени владения вашим реб...