Внимание
Для ребенка самая главная награда - ваше внимание, а проявить его вы можете разными способами. Вы можек улыбнуться, обнять его, поаплодировать, подбодрить похвалить, но это еще далеко не все. Вы дадите ребенку понять что у него получается хорошо, если просто похлопаете его по спине и воскликните: Отлично!
И именно потому, что ваше внимание - столь могущественная сила, которая способна закрепить модель предшествующего ей поведения, вы должны пользоваться ею особенно разумно. И потом, разве не являются проявлениями вашего внимания крик, недовольство, уговоры? Они, конечно, не так приятны как ободрение и улыбка, но и они показывают ребенку, что вы обращаете на него внимание, а значит, и они могут быть восприняты как поощрение. И так же как любое поощрение могут стать для него стимулом к повторению того, что он уж сделал, как бы это ни было плохо.
Что, по-вашему, произойдет, если ребенок решит не сотрудничать с вами во время занятий и вы станете его за это ругать? Или уговаривать? Или оправдывать?
Правильно! Поскольку вы поощрили его отказ сотрудничать с вами, следует ожидать, что он откажется и в следующий раз, и, скорее всего, в будущем тоже. Ведь если он получает от вас так много, не работая над освоением нового, с чего бы вдруг он теперь начал работать?
Вот почему мы так стремимся убедить вас баловать ребенка своим вниманием разумно. Если он выполнит задание или сделает успешную попытку, вот тогда сразу и с энтузиазмом похвалите его или поощрите другим способом, лишь бы это было естественно и искренне. И когда он увидит, как легко oн может заслужить ваше внимание со знаком плюс, он более охотно будет продолжать делать то, о чем вы его просите. Тогда и занятия станут приятным времяпрепровождением для вас обоих.
Лакомства
Если вы поощряете ребенка его любимым лакомством, давайте только маленькие кусочки или глоточки. В качестве угощения можно взять любимые большинством детей кусочки печенья, мюсли, глоток сока или виноградинку.
Давайте ребенку то, что он любит, а когда заметите, что одно лакомство ему надоело, замените его другим. Лучше всего иметь под рукой на уроке несколько любимых им вещей. Такой наградой следует пользоваться, когда ваш ребенок голоден или хочет пить. В этом случае она будет особенно желанной. И, наконец, всегда сопровождайте угощение похвалой.
После успешного выполнения задания лакомство (вместе с похвалой) давайте немедленно. Иногда родителям кажется, что проще и быстрее всего самим класть угощение ребенку в рот. Старайтесь давать ему очень маленькие кусочки, чтобы он мог прожевать их за считанные секунды и не наелся слишком быстро.
Каждый раз, когда ребенок приступает к новой (а значит, и несколько более трудной для себя) ступеньке учебной программы, поощряйте его лакомством за малейшее достижение. А когда увидите, что он начал чувствовать себя увереннее, угощайте только после двух успешных попыток, затем - после трех и так далее.
Прежде чем перейти к следующей ступеньке, убедитесь, что ребенок уверенно выполняет задание, поощряемый только вашим вниманием. Оставьте лакомства до более трудного этапа. Однако старайтесь никогда не приберегать на потом похвалу и вообще не переставайте хвалить его.
Пища для размышлений Некоторым родителям не нравится идея использования лакомства в качестве средства поощрения, потому что это уж очень похоже на дрессировку животных или потому что она (он), похоже, может прекрасно обходиться без такого поощрения . Разумеется, для себя вы будете этот вопрос решать сами. Однако сначала мы посоветовали бы вам принять во внимание особенности вашего ребенка. Самые лучшие педагоги в своей работе ориентируются на то, что делает учебный процесс эффективным (а не на то, что нравится или не нравится им самим). Многие дети действительно могут учиться, получая в награду за успехи лишь внимание своих близких. Но некоторые учатся быстрее, когда их поощряют лакомством. Стоит попробовать. |
Любимые занятия
Одним из способов поощрения может быть предложение позаниматься любимым делом (подойдет почти все из того, что доставляет ребенку удовольствие). Такие занятия можно перечислять бесконечно: можно слушать записи, играть в любимую игру, пойти на прогулку, испечь печенье, побороться на полу, подержать любимую куклу, повозить игрушечный грузовик, посмотреть телевизор... Обычно поощрение такого рода лучше всего подходит более продвинутым детям, которые могут немного подождать обещанной награды.
Использование занятий, которые ребенок любит, в качестве побудительного мотива для выполнения чего-то менее приятного, вещь известная - это так называемый бабушкин закон . Мудрая бабушка всегда скажет: Сначала съешь кашу, а потом уж - мороженое . В нашем случае это значит, что любимое занятие может стать хорошей наградой за менее любимое.
Рассмотрим, например, такую ситуацию. Вероника любит смотреть телевизор, особенно мультфильмы. Она не слишком любит физические упражнения, хотя склонна к полноте. Старшая сестра решает научить ее кататься на роликах. Как вы думаете, что нужно сказать сестренке, чтобы соблюсти бабушкин закон ?
1. Если покатаешься со мной 15 минут на роликах, посмотришь мультфильм .
2. Ладно, можешь посмотреть мультфильм, но потом ты должна будешь 15 минут кататься со мной на роликах .
Конечно, бабушкиному закону отвечает первый вариант: сначала менее приятное дело, а только потом - более приятное. Если вы выберете второй вариант, вы совершите довольно распространенную ошибку. Второй вариант как бы мягче, и в некоторых случаях он позволяет ненадолго отсрочить легкую бурю, но гораздо чаще все-таки влечет за собой довольно крупную истерику.
Если вы намерены поощрить ребенка каким-нибудь занятием, не забывайте о бабушкином законе . В нем заключен хороший побудительный мотив. Как в большинстве бабушкиных высказываний, в нем есть глубокий смысл.
Читайте: |
---|
«Войны» из-за одежды и внешнего вида![]() Что касается внешнего вида малышей грудного возраста, то с этим не возникает никаких проблем. Они спокойно могут появиться на лю... |
Мой сын готовится посещать детский сад и очень волнуетс![]() Мой сын готовится посещать детский сад и очень волнуется по этому поводу. Мы изо всех сил стараемся убедить его в том, что там б... |
Разумность![]() Разум не является чем-то приобретенным, это врожденное качество, оно является неотъемлемой частью самой жизни. Не только дети ра... |
Качества ребенка![]() Детский опыт сопровождает мудрых людей всю жизнь. Они жаждут его снова - той же невинности, того же изумления, той же красоты. С... |
Спасибо, отец, за науку!Как же много надо, чтобы быть этим ведущим надолго. Часто вспоминаю я своего отца. Он пользовался и у взрослых и у детей непрере... |
Сила, ловкость и осторожностьБ. П.: У нас ни одной серьезной травмы у детей не было, хотя возможностей для этого у них больше, чем у других ребят. Увидев одн... |
Если хочешь быть здоровБ. П.: Да, придется начать опять-таки с закаливания, хотя обходимся мы, как и на первом году жизни детей, без специальных закали... |
Без мамы плохоОднажды в скверике мы наблюдали такую трогательную сценку. На скамейке оживленно разговаривают две молодые женщины. К одной из н... |
Это чудо природы – молозивоМы пересмотрели уйму и отечественных, и зарубежных популярных книг для начинающих матерей и не нашли даже упоминания о молозиве ... |
![]() Надевает штаныОборудование сцены Начните с коротких штанишек или трусов на резинке, поскольку надевать их легче, чем длинные. Если штаны застегиваются на пу... |
![]() Освоение всех шагов, составляющих умение самостоятельно польСпускает штаны (шаг 4). Это действие, также как надевание штанов, относится к умению одеваться, а мытье и вытирание рук - к умению ухаживать за собо... |
![]() Надевает носкиОборудование сцены Возьмите носок, который ребенку немного велик. Сядьте рядом с ребенком на кровать, на пол или на стул, в зависимости от тог... |