News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Обучение ребенка - Жетончики



Жетончики

жетончики

Вместо того, чтобы каждый раз за выполненное задание поощрять ребенка приятным делом, родители нередко растягивают период зарабатывания награды. Для того, чтобы в этот период поддерживать мотивацию, они используют накопительную систему - жетоны.

Реально жетончиками может служить что угодно. Их ценность, как и ценность денег, определяется тем, на что они могут быть обменены. Жетончики служат мостиком, который соединяет работу, выполненную сейчас, и награду, которая последует в будущем. Вы можете воспользоваться чеками, талончиками, картонными звездочками, фишками от настольных игр или графическими обозначениями ( галочками ), которые ставятся за выполнение определенных заданий. Для ребенка значение такого вида поощрения заключается в осознании ценности каждого жетончика как части торговой сделки. Если ваша учебная программа предполагает эффективное использование жетончиков, ребенок должен уметь получить за них то, что для него представляется наградой.

Введение жетончиков в качестве поощрения - процесс нехитрый, но постепенный. Когда ребенок поведет себя должным образом, тут же дайте ему жетон, похвалите его и коротко объясните, что это значит, скажем: Молодец! Вот тебе жетончик за то, что ты выбросил мусор (или за что-нибудь еще). Первое время ребенок, может быть, не будет представлять себе, что такое жетоны и для чего они нужны. Вам следует продемонстрировать ему их обменную стоимость, например, так: А сейчас, если ты дашь мне жетончик, ты сможешь получить... (скажем, любимое лакомство или маленькую игрушку, игру или книжку) . И, разумеется, эту награду надо дать немедленно.

Как научить ребенка пользоваться жетончиками

Какими бы жетончиками вы ни решили воспользоваться - отметками в таблице, фишками для настольных игр или монетками - ребенку потребуется определенное время для того, чтобы понять, как важно ему их зарабатывать. Как мы уже отметили, начать вам придется с немедленного обмена жетонов на награду, которой он будет рад. Сначала делайте это четко и определенно. Похвалите за сделанную работу и дайте жетон. Затем, как только вы вручите ему награду, сразу потребуйте отдать жетон вам. Проделывая все это, объясняйте каждый свой шаг: Отличная работа, Франсиско, ты умылся без напоминания! Вот твоя отметка (сделайте отметку в таблице и дайте ее Франсиско). За что ты получил отметку? Верно, умылся сам. А теперь дай мне свою отметку (побудите Франсиско передать вам лист с таблицей) и посмотри, что ты получаешь: стакан сока. Вот как надо!

Постепенно приучайте ребенка хранить жетончики в течение более длительного промежутка времени (5, затем 10 или 15 минут; позже - до конца дня) прежде, чем обменять их на награду. Если надо, возвращайтесь к способу немедленного отоваривания с периодичностью, которая позволит вам удерживать интерес ребенка к жетонной системе. Запомните, умение пользоваться жетончиками не приходит сразу!

Вы можете дать ребенку возможность заработать за урок не один жетончик, а несколько. Более того, за другие достижения вне урока он тоже может получать жетоны. Научив его чувствовать ценность жетончиков, вы можете помочь ему копить их, как это делал Билли в рассмотренном нами примере. Тогда вам уже не нужно будет обменивать каждый жетончик, как только он заработан, на маленькое вознаграждение. Вместо этого у вас появится возможность обменять их на более существенную награду в конце дня или в конце недели (или как только он накопит столько, сколько нужно, чтобы получить желаемое).

Жетонная система поощрения очень эффективна. Она удобна для вас и занимательна для ребенка. Однако, пользуясь ею, важно иметь в виду следующие правила:

1. Всегда четко определяйте заранее, что нужно сделать ребенку и сколько жетонов он за это получит. У него никогда не должно возникать ощущение, что зарабатывание жетонов - это случайное дело. Наоборот, каждый раз ему необходимо знать, чего именно вы от него хотите и во сколько жетонов оцениваете его работу. Он никогда не должен получать жетончики за невыполненное задание (разумеется, задание должно быть ему по силам).

2. Убедитесь заранее, что у вас имеются разные варианты отоваривания жетонов. Можно, например, постановить, что десерт будет стоить два жетона, возможность посмотреть телевизор - три, а пара роликов - 60 жетонов. Варьируя типы поощрений, которые можно купить за жетоны, вы тем самым гарантируете устойчивость поддержания их ценности как вознаграждения.

3. Старайтесь по возможности больше привлекать ребенка к выбору как навыков, которые должны быть освоены, так и наград, которые за них можно заработать.

4. Еще раз напоминаем, что свои обещания нужно всегда выполнять. Жетонная система может быть хороша только при этом условии. Необходимо убедиться заранее, что как только ребенок заработает обещанную награду, вы сможете ее выдать.

Выученный урок

Когда все так тихо, я знаю, что они чем-то увлечены . Миссис Барнет помедлила у дверей детской. Лаура, ее дочка (девочка с особенностями развития), играла в учительницу, а Джил, двухлетняя сестричка Лауры, с удовольствием играла ученицу, которой объясняют, что нужно делать, чтобы застелить постель.

Подоткни ее. Умница, Джил. Теперь с другой стороны. Умница!

Совсем недавно миссис Барнет сама начинала учить Лауру всем многочисленным действиям, из которых состоит умение убирать постель, а теперь она не может без улыбки смотреть, с какой важностью дочка повторяет ее жесты и слова.

Положи подушку. Хорошо, накрой этим сверху. Хорошо, Джил . Лаура одобрительно кивнула и направилась к комоду. Она вынула из ящика красную звездочку и положила ее на лист бумаги Джилл точно так, как каждый день это делала для нее миссис Барнет. Лауре эти поощрения в виде звездочек уже были не нужны, хотя она с удовольствием принимала мороженое, стоившее пять заработанных звездочек. Но счастливая ее ученица, не знавшая пока как следует, что все это означает, радовалась своему сокровищу - звездочке: Мама, смотри...




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

«Войны» из-за одежды и внешнего вида

News image

Что касается внешнего вида малышей грудного возраста, то с этим не возникает никаких проблем. Они спокойно могут появиться на лю...

Недавно произошел такой случай. Несколько родителей дет

News image

На самом деле, они, вероятно, не имели в виду, что не хотят его присутствия... скорее, рассчитывали на ваши действия

Разные дети:

12 против одного

News image

1. Приказы, команды. В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение...

Что такое обучение?

News image

Обучение - это не знание. Обучение стали слишком сильно смешивать со знанием. На самом деле это - антипод знания. Чем больше чел...

Авторизация



Методика Никитичных:

Что же такое развивающие игры?

При всем своем разнообразии они объединены под общим названием не случайно, все они исходят из общей идеи и обладают одними и те...

Движение, движение, движение

Дошкольное детство. Само название будто напоминает: впереди школа. Как пугает она сейчас родителей новыми программами, непривычн...

Опрокинутая чашка

Иногда меня спрашивают, вспоминая историю с пролитым чаем: - Ну а сейчас как бы вы поступили в описанной ситуации? И я отв...

Сообразил!

У Алеши трудная задача: хочется ему вытащить из Антошкиной кроватки подушку, а она толстая - между планками не пролезает. Что ту...

Новая гипотеза

1. Деятельность людей содержит в себе, грубо говоря, два типа задач: старые , решению которых человека учили, которые он делал ...

Учим ребёнка:

News image

Поощрение успехов

Если мы остановимся и порассуждаем о том, что заставляя нас вести себя так, а не иначе, то, вероятно, сумеем найти побудительный мотив. Часто мы дел...

News image

Какие материалы мне понадобятся?

Когда ребенок поймет, что и когда ему нужно сделать, ему придется выбрать необходимые материалы. Для того чтобы применить на практике некоторые из у...

News image

Когда лучше всего заниматься?

Навыки самообслуживания, к счастью, часто сами диктуют, когда ими заниматься. Постель застилают утром, руки моют перед едой, а ванну принимают..