News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Обучение ребенка - Жетончики



Жетончики

жетончики

Вместо того, чтобы каждый раз за выполненное задание поощрять ребенка приятным делом, родители нередко растягивают период зарабатывания награды. Для того, чтобы в этот период поддерживать мотивацию, они используют накопительную систему - жетоны.

Реально жетончиками может служить что угодно. Их ценность, как и ценность денег, определяется тем, на что они могут быть обменены. Жетончики служат мостиком, который соединяет работу, выполненную сейчас, и награду, которая последует в будущем. Вы можете воспользоваться чеками, талончиками, картонными звездочками, фишками от настольных игр или графическими обозначениями ( галочками ), которые ставятся за выполнение определенных заданий. Для ребенка значение такого вида поощрения заключается в осознании ценности каждого жетончика как части торговой сделки. Если ваша учебная программа предполагает эффективное использование жетончиков, ребенок должен уметь получить за них то, что для него представляется наградой.

Введение жетончиков в качестве поощрения - процесс нехитрый, но постепенный. Когда ребенок поведет себя должным образом, тут же дайте ему жетон, похвалите его и коротко объясните, что это значит, скажем: Молодец! Вот тебе жетончик за то, что ты выбросил мусор (или за что-нибудь еще). Первое время ребенок, может быть, не будет представлять себе, что такое жетоны и для чего они нужны. Вам следует продемонстрировать ему их обменную стоимость, например, так: А сейчас, если ты дашь мне жетончик, ты сможешь получить... (скажем, любимое лакомство или маленькую игрушку, игру или книжку) . И, разумеется, эту награду надо дать немедленно.

Как научить ребенка пользоваться жетончиками

Какими бы жетончиками вы ни решили воспользоваться - отметками в таблице, фишками для настольных игр или монетками - ребенку потребуется определенное время для того, чтобы понять, как важно ему их зарабатывать. Как мы уже отметили, начать вам придется с немедленного обмена жетонов на награду, которой он будет рад. Сначала делайте это четко и определенно. Похвалите за сделанную работу и дайте жетон. Затем, как только вы вручите ему награду, сразу потребуйте отдать жетон вам. Проделывая все это, объясняйте каждый свой шаг: Отличная работа, Франсиско, ты умылся без напоминания! Вот твоя отметка (сделайте отметку в таблице и дайте ее Франсиско). За что ты получил отметку? Верно, умылся сам. А теперь дай мне свою отметку (побудите Франсиско передать вам лист с таблицей) и посмотри, что ты получаешь: стакан сока. Вот как надо!

Постепенно приучайте ребенка хранить жетончики в течение более длительного промежутка времени (5, затем 10 или 15 минут; позже - до конца дня) прежде, чем обменять их на награду. Если надо, возвращайтесь к способу немедленного отоваривания с периодичностью, которая позволит вам удерживать интерес ребенка к жетонной системе. Запомните, умение пользоваться жетончиками не приходит сразу!

Вы можете дать ребенку возможность заработать за урок не один жетончик, а несколько. Более того, за другие достижения вне урока он тоже может получать жетоны. Научив его чувствовать ценность жетончиков, вы можете помочь ему копить их, как это делал Билли в рассмотренном нами примере. Тогда вам уже не нужно будет обменивать каждый жетончик, как только он заработан, на маленькое вознаграждение. Вместо этого у вас появится возможность обменять их на более существенную награду в конце дня или в конце недели (или как только он накопит столько, сколько нужно, чтобы получить желаемое).

Жетонная система поощрения очень эффективна. Она удобна для вас и занимательна для ребенка. Однако, пользуясь ею, важно иметь в виду следующие правила:

1. Всегда четко определяйте заранее, что нужно сделать ребенку и сколько жетонов он за это получит. У него никогда не должно возникать ощущение, что зарабатывание жетонов - это случайное дело. Наоборот, каждый раз ему необходимо знать, чего именно вы от него хотите и во сколько жетонов оцениваете его работу. Он никогда не должен получать жетончики за невыполненное задание (разумеется, задание должно быть ему по силам).

2. Убедитесь заранее, что у вас имеются разные варианты отоваривания жетонов. Можно, например, постановить, что десерт будет стоить два жетона, возможность посмотреть телевизор - три, а пара роликов - 60 жетонов. Варьируя типы поощрений, которые можно купить за жетоны, вы тем самым гарантируете устойчивость поддержания их ценности как вознаграждения.

3. Старайтесь по возможности больше привлекать ребенка к выбору как навыков, которые должны быть освоены, так и наград, которые за них можно заработать.

4. Еще раз напоминаем, что свои обещания нужно всегда выполнять. Жетонная система может быть хороша только при этом условии. Необходимо убедиться заранее, что как только ребенок заработает обещанную награду, вы сможете ее выдать.

Выученный урок

Когда все так тихо, я знаю, что они чем-то увлечены . Миссис Барнет помедлила у дверей детской. Лаура, ее дочка (девочка с особенностями развития), играла в учительницу, а Джил, двухлетняя сестричка Лауры, с удовольствием играла ученицу, которой объясняют, что нужно делать, чтобы застелить постель.

Подоткни ее. Умница, Джил. Теперь с другой стороны. Умница!

Совсем недавно миссис Барнет сама начинала учить Лауру всем многочисленным действиям, из которых состоит умение убирать постель, а теперь она не может без улыбки смотреть, с какой важностью дочка повторяет ее жесты и слова.

Положи подушку. Хорошо, накрой этим сверху. Хорошо, Джил . Лаура одобрительно кивнула и направилась к комоду. Она вынула из ящика красную звездочку и положила ее на лист бумаги Джилл точно так, как каждый день это делала для нее миссис Барнет. Лауре эти поощрения в виде звездочек уже были не нужны, хотя она с удовольствием принимала мороженое, стоившее пять заработанных звездочек. Но счастливая ее ученица, не знавшая пока как следует, что все это означает, радовалась своему сокровищу - звездочке: Мама, смотри...




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

Вначале я не собиралась класть дочку в нашу постель, но

News image

Не перекладывайте девочку в детскую кроватку с высокими стенками. Приобретите обычную или двуспальную кровать с перильцами, кото...

Подкуп – верный способ

News image

Материальное вознаграждение ребёнка за то, что он был бы обязан сделать при естественном ходе событий, мягко говоря, противоречи...

Разные дети:

Разумность

News image

Разум не является чем-то приобретенным, это врожденное качество, оно является неотъемлемой частью самой жизни. Не только дети ра...

О трудностях и конфликтах взаимодействия и том, как их избегать

News image

Типичная проблема: многие обязательные дела ребенок вполне усвоил, но все это он строго НЕ ДЕЛАЕТ. Причины “непослушания”: ...

Авторизация



Методика Никитичных:

А каша тут ни при чем

- Каши надо больше есть - крепким будешь, - говорят бабушки Алеше. - Доедай все: в тарелке сила твоя остается. Кормить поболь...

Наши семейные праздники

Л. А.: Праздники у нас бывают, как мне иногда кажется, даже чересчур часто, потому что ко всем всенародным праздникам, которые м...

Кормление плюс

С тех пор так у нас и повелось: каждое кормление сопровождалось закаливающими процедурами. Вот как это бывало. Постелю на диване...

Что думают ученые о способностях

Не наступил ли наконец момент покончить с ужасающей теоретической пустотой некоего биологического мифа о гении и задать себе воп...

Гарантия от перегрузок

А не чересчур ли такая сплошная да еще интенсивная деятельность? Не перегружен ли мозг ребенка информацией? Не ведет ли это к п...

Учим ребёнка:

News image

Как проводить стратегию тайм-аута

1. Заранее определите для себя, за какое поведение вы будете наказывать вашего ребенка. Такая памятка не будет вам требоваться часто, главным образо...

News image

Накрывает на стол

Убедитесь, что ребенку знакомы все понятия, которыми вы будете пользоваться, давая указания (то есть такие слова, как рядом , около ), и названия ...

News image

Где твой носик?

Оборудование сцены. В тихой комнате или в другом спокойном месте сядьте напротив ребенка на пол или устройтесь с ним на стульях так, чтобы оказаться...