News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Советы по воспитанию - Боязнь перемен



Боязнь перемен

боязнь перемен

Малыши по своей натуре консервативны. Они всегда стремятся сохранить «статус-кво». Умилительно, когда ребенок, глядя вам в глаза, говорит: «Мамочка, я хочу, чтобы ты всегда жила со мной» или «Папочка, обещай, что всегда будешь укладывать меня спать». Но приходит день, когда он с громким ревом, цепляясь руками и ногами, не отпускает из дома, а вам надо бежать на работу, или же не желает ложиться спать в новую большую (и дорогую!) кровать, купленную специально для него. Все это - и милые слова, и страх - являются результатом одного и того же страстного желания: сохранить все как было, чтобы оставалась какая-то надежда управлять ситуацией.

Мы, взрослые, могли бы в таком случае посочувствовать ребенку, но чаще всего очевидно - причина, по которой дети так отчаянно сопротивляются изменениям, которых они боятся. Возможно, предлагаемая нами аналогия поможет вам взглянуть на это глазами ребенка. Представьте себе, что вы оказались в чужой стране. Вы только начинаете постигать нравы и обычаи народа; может быть, уже пытаетесь говорить на его языке, но по-прежнему чувствуете себя смущенным и неуверенным. И вдруг судьба неожиданно забрасывает вас на официальный прием с обедом. Вы понятия не имеете ни о еде, которую там подают, ни о том, как правильно обращаться с новыми и странными для вас принадлежностями, с которыми легко справляются остальные гости; вы даже не можете разобраться, что из стоящего на столе можно есть, а что находится там просто для украшения, тогда как все окружающие, включая вашего начальника, друзей и членов семьи, кажется, чувствуют себя вполне комфортно.

Вы пытаетесь сообщить им о своей тревоге, но создается впечатление, что чем больше вы стараетесь донести до них то, что вас беспокоит, тем больше они теряют терпение. Они ведут себя так, словно вы должны были знать отведенную роль, но чем больше вы пытаетесь копировать их поведение, тем яснее осознаете свою беспомощность. Вам хочется покинуть это место, но по какой-то причине (совершенно вам непонятной) не можете уйти оттуда. Вас охватывает паника: это ловушка. Болезнь - вот что поможет вырваться из этого кошмарного места. Надо привлечь к себе внимание, энергично замахать руками, схватиться за сердце, упасть на пол.

Теперь вас конечно же замечают все. Кто-то, наконец, реагирует... вас спасают и выносят чьи-то заботливые руки. Вы испытываете большое облегчение.

Примерно то же самое происходит в сознании малыша, когда его впервые оставляют в детском саду или с новой незнакомой няней и даже когда ему приходится проводить день в доме бабушки и дедушки, которые раньше нечасто навещали его.

Безусловно, не все дети с таким трудом привыкают к новой ситуации. Многим из нас присуща врожденная тяга к приключениям, радость познания нового; мы даже стремимся отправиться по новым местам и познакомиться с новыми людьми. Психологи, занимающиеся изучением особенностей личности, считают, что общительность, так же, как и противоположная ей застенчивость, скорее всего, являются врожденными качествами.

Обе эти черты характера могут иметь место у братьев и сестер, рожденных и воспитывавшихся одними и теми же родителями, точно так же, как у общительных и склонных к приключениям родителей может оказаться робкий и застенчивый ребенок, трудно привыкающий к окружающей обстановке.

Наряду с врожденными чертами характера ребенка не следует упускать из виду его способность к подражанию. Если вы знаете, что ваш малыш нелегко привыкает к новому месту и людям, вам следует особенно чутко относиться к его чувствам и действовать не торопясь. Необходимо облегчить этот переход подготовительной работой, очень медленно и постепенно вводя элементы предстоящих изменений. Вам придется много разговаривать с малышом, подбадривая его на каждом шагу; быть готовым к плачу, но ни в коем случае не срываться на крик: «Немедленно прекрати шуметь!» (По крайней мере, вы должны к этому стремиться.)

Однако, как бы осторожно и осмотрительно вы ни действовали, может показаться, что все это не срабатывает и что ребенок ни за что и никогда не сможет адаптироваться... Но благодаря вашему терпению и настойчивости малыш снова улыбнется. Вы справились! Вы помогли ему выйти из еще одной трудной ситуации, и отныне все пойдет намного легче.

Откуда нам это известно? Мы - родители двух маленьких застенчивых девочек, которые тяжело переносили любое изменение в. жизни. Сейчас, например, они встречают в штыки любую идею поменять хоть каким-либо образом окраску нашего дома, и эти же самые дети, будучи малышами, успешно пережили перемены в их комнате, смену нянь, нашествие родственников, не говоря уж о первом дне в начальной школе (хотя и не обошлось без скандала - об этом смотрите на ###стр. 64). Если уж наши дети смогли пережить все это, обещаем, что ваш ребенок тоже сможет, какими бы мрачными не казались вам сейчас перспективы.

Несколько лет назад, когда нашей дочери Кейли было около трех лет, я везла ее в детский сад и обратила внимание, что она какая-то притихшая и задумчивая. В ее жизни было очень много серьезных изменений, поэтому я знала, какая возможна реакция, если что-то будет беспокоить ее. Незадолго до этого она научилась пользоваться туалетом для взрослых, и мы изменили ее образ жизни, отдав в новый гимнастический класс. Маневрируя вокруг тесной стоянки у здания детского центра, пытаясь припарковать машину, я силилась понять, что же так взволновало малышку.

Однако все прояснилось после того, как моя дочь спросила: «Ты ведь не собираешься учить меня водить машину, да? По-моему, это трудно!» И в тот момент я неожиданно увидела все происходящее ее глазами: и здесь новое, и там новое, и одевайся сама, и пользуйся ножом и вилкой, учись тому и этому, да к тому же и побыстрее. Ее волновало, что мы можем потребовать от нее дальше: научиться водить машину или идти работать?

«Нет, - ответила я, - этому учиться тебе еще очень рано!»

Услышав мой ответ, она просияла.

Бонни Д.

Вудсток, штат Нью-Йорк




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

Можно ли не брать с собой в поездку наших маленьких дет

News image

Если у вас есть такая возможность, используйте все средства и сделайте это! Мы поняли, что в таком случае важно обеспечить два у...

Моему сыну Дэвиду уже скоро пять, а он еще не посещает

News image

К сожалению, школ по обучению пользованию 'горшком нет. Так что вам придется принять помощь, которая имеется. Сейчас вы, несомне...

Разные дети:

Качества ребенка

News image

Детский опыт сопровождает мудрых людей всю жизнь. Они жаждут его снова - той же невинности, того же изумления, той же красоты. С...

А как насчет дисциплины?

News image

Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Этосоздает чувство безопасности, а жизнь понятной. Зн...

Авторизация



Методика Никитичных:

Забота о других

Эта задача посложнее, чем просто заботиться о детях. И куда важнее. Я бы сказала, что главная родительская забота и должна состо...

Как рождаются способности?

Б. П.: В основу умственного развития наших детей положены все те же наши три кита : богатая для разнообразной деятельности обст...

Кто кого наказал?

То, что я расскажу, произошло не когда-то давно, а всего года три назад. Ах, в какую великолепную педагогическую калошу села я т...

Хочется и надо

Л. А.: Очень хорошо помню, как удивляли нас два прямо противоположных мнения о нас наших близких. Правда, они наблюдали наших ре...

Гарантия от перегрузок

А не чересчур ли такая сплошная да еще интенсивная деятельность? Не перегружен ли мозг ребенка информацией? Не ведет ли это к п...

Учим ребёнка:

News image

Освоение всех шагов, составляющих умение самостоятельно поль

Спускает штаны (шаг 4). Это действие, также как надевание штанов, относится к умению одеваться, а мытье и вытирание рук - к умению ухаживать за собо...

News image

Анализ реакции на поведение ребенка

Тщательно проанализируйте, что обычно происходит сразу после нежелательной выходки ребенка. Может быть, вы или кто-то из членов вашей семьи реагируе...

News image

Основные навыки тонкой моторики и соответствующие занятия

Толкает, тянет, держит и поворачивает Есть множество базовых навыков тонкой моторики, которые ребенок будет учиться применять в самообслуживании ...