Разум не является чем-то приобретенным, это врожденное качество, оно является неотъемлемой частью самой жизни. Не только дети разумны, животные по-своему разумны, деревья по-своему разумны. Конечно, у них другой разум, потому что у них другие потребности, однако все, что живет, - разумно, и сейчас это установленный факт. Жизнь не может быть оторвана от разума, быть живым и быть разумным - синонимы.
Но человек находится в затруднении по простой причине - он также осознает свою разумность. Это - уникальная черта человека, его привилегия, его прерогатива, его слава, но она может быстро превратиться в агонию. Человек осознает, что он разумный, это осознание приносит свои проблемы. Первая из проблем заключается в том, что создается эго.
Эго существует только у человеческих созданий, и оно начинает расти параллельно развитию ребенка. Родители, школы, колледжи, университеты - все они старательно укрепляют эго по той простой причине, что человек веками вел борьбу за существование, и сильно укоренилась идея, глубокая подсознательная установка о том, что только сильное эго сможет выиграть в борьбе за жизнь. Жизнь просто превратилась в борьбу за существование. Ученые сделали ее еще более убедительной своей теорией о том, что выживают сильнейшие. Мы всячески помогаем ребенку укреплять его эго, и именно отсюда исходит проблема.
По мере укрепления, эго начинает обволакивать разум толстым слоем мрака. Разум - свет, эго - тьма. Разум деликатен, эго - грубо. Разум подобен цветку розы, эго - скале. Если хочешь выжить, как говорят так называемые знатоки, то ты должен быть твердым, как скала, лишенным чувствительности. Ты должен стать крепостью, настоящей цитаделью, чтобы отбивать все атаки снаружи. Тебе нужно стать непробиваемым.
Но тогда вы становитесь закрытыми. И тогда ваш разум начинает умирать, ведь для того, чтобы расти, увеличиваться и скользить, ему нужно открытое небо, ветер, воздух, солнце. Чтобы оставаться живым, ему нужно постоянно двигаться; остановившись, он медленно превращается в мертвую субстанцию.
Мы не разрешаем детям быть разумными. Прежде всего потому, что в таком случае они стали бы чувствительными, деликатными, открытыми. Разумные люди увидели бы всю ложь общества, государства, церкви, образовательной системы. Они начали бы бунтовать. Они бы стали личностями, их было бы трудно запугать. Их можно уничтожить, но нельзя поработить. Их можно растерзать, но нельзя заставить идти на компромисс.
С одной стороны, разум очень нежен, как цветок розы, с другой - у него есть своя сила. Однако эта сила тонкая, не грубая. Эта сила - сила бунта, бескомпромиссного отношения. Душа не продается.
Понаблюдайте за малыми детьми, и тогда вы не будете спрашивать меня - вы сами увидите их разумность. Да, они многого не знают. Если хотите, чтобы они были знающими, они не будут разумными. Если задать им вопрос информационного характера, они будут выглядеть глупыми. Но задайте им вопрос не на знания, требующий немедленного ответа, и вы увидите, что они намного разумнее вас. Разумеется, ваше эго не может позволить вам этого, но если это случится, то вы окажете им неоценимую услугу. Это поможет вам, это поможет вашим детям, потому что, видя их разумность, вы сможете у них многому поучиться.
Если общество попытается все же уничтожить ваш разум, оно не сможет сделать это полностью, оно лишь покроет его многослойной информацией.
И в этом вся функция медитации: забраться поглубже в себя. Это метод погружения в себя до тех пор, пока вы не встретитесь с живой водой разума, пока вы не обнаружите источники своего собственного разума. Только когда вы вновь обнаружите в себе ребенка, только тогда вы поймете, почему я опять и опять подчеркиваю, что дети действительно разумны.
Мать готовит маленького Педро к вечеринке. Закончив расчесывать ему волосы, она поправила воротник и сказала:
- Ну, иди, сынок Повеселись там... и веди себя хорошо!
- Да ну, мам, - ответил Педро. - Ты сейчас решай, что мне делать!
Вы поняли смысл? Мать говорит:
- Повеселись там... и веди себя хорошо!
А ребенок гениально отвечает:
- Ты сейчас решай, что мне делать! Если я буду веселиться, то не смогу хорошо себя вести.
Мальчик очень хорошо видит противоречие, а его мать - нет.
Прохожий спрашивает мальчика:
- Сынок, можешь сказать, сколько времени?
- Конечно, только зачем оно вам? Оно ведь постоянно меняется!
Перед школой повесили новый дорожный знак Внимание. Не раздавите школьника . На следующий день под ним кто-то по-детски нацарапал Подождите учителя!
Маленький Пьерино возвращается из школы в приподнятом настроении.
- Малыш, ты выглядишь просто счастливым. Тебе нравится школа?
- Не говори глупостей, мама. Просто не стоит путать поход в школу и возвращение домой!
Медленно идя в школу, мальчик молится:
- Господи, умоляю, помоги мне в школу добраться без опоздания, умоляю тебя, помоги прийти в школу вовремя.
Поскользнувшись на кожуре банана, он летит по асфальту несколько метров. Встав и отряхнувшись, сердито смотрит в небо:
- Хорошо, хорошо, не толкайся!
Молодая учительница пишет на доске Я скучно провела лето . А ну-ка, дети, что здесь неправильно? Как нужно исправить? Маленький Эрни крикнул с задней парты:
- Завести бой-френда!
Маленький мальчик проходит тест у психолога:
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Художником, врачом или мойщиком окон.
- Но... это же глупо, - удивился психолог.
- Почему? Вовсе нет - я хочу видеть голых женщин.
В гостиной после обеда отец делится воспоминаниями с сыновьями:
- Мой прапрадед принимал участие в войне Роз, мой дядя воевал против кайзера, мой дедушка воевал в Испании против республиканцев, а отец во Второй мировой войне сражался с немцами.
- Черт, - ответил самый младший. - Что происходит с этой семьей? Они ни с кем не могут найти общего языка!
Читайте: |
---|
Подкуп – верный способ![]() Материальное вознаграждение ребёнка за то, что он был бы обязан сделать при естественном ходе событий, мягко говоря, противоречи... |
«Потому что я так сказал!» - главный элемент нашего вос![]() Вы слышали эти слова от мамы, она – от бабушки, а потом задумались: «А действительно ли это хороший довод для ребёнка?» Существу... |
Разумность![]() Разум не является чем-то приобретенным, это врожденное качество, оно является неотъемлемой частью самой жизни. Не только дети ра... |
Если ребенок натолкнулся на серьезную трудность, с которой не может справиться самостоятельно, тогда![]() Скорее всего из лучших побуждений родители хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей. Бывает и другое... |
Внимание: опасность!Малыш растет. Вот он уже садится, сам встает, ползает, делает первый шаг. Обычно его в это время держат - для безопасности! - в ... |
Гипотеза объясняет фактыС позиций новой гипотезы можно подойти к рассмотрению тех вопросов, которые упоминались ранее. Дети-дошкольники имеют большую... |
Волшебная сила искусстваМеня как-то поразила простая мысль: человечество шлифует и накапливает свой нравственный опыт тысячи лет, а человек должен усвои... |
Заботливый наш сынишкаКак-то за завтраком мама раньше всех выпила свой чай и поставила чашку на стол. Алеша заглянул в нее, а там пусто. Молча взял он... |
Учимся ходить и падатьПервые шаги, сколько радости они доставляют всем: и ребенку и взрослым! И сколько тревоги... Особенно побаиваются бабушки и мамы... |
![]() Пьет из чашкиДля того чтобы приступить к обучению этому умению, нужно, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы. Оборудование сцены Работай... |
![]() Разработка цепочки повседневных делНавыки, которые вы записали под заголовком РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛ , ребенок в основном усвоил и может применять без вашей помощи, одн... |
![]() Игровые навыкиОднажды кто-то попросил Луи Армстронга дать определение джазу. Слушайте, - ответил тот, - если вы задаете такой вопрос, вам никогда этого не узнать... |