Под цепочкой мы понимаем применение на практике двух или более навыков в должном порядке и без каких-либо напоминаний со стороны. Когда ваш ребенок научится правильно задавать вопросы и принимать решения относительно применения нескольких навыков ухода за домом, например будет знать, когда надо подмести пол, вытереть пыль, пропылесосить, значит, он уже готов объединить эти действия в единую цепочку (которую можно назвать уборкой комнаты).
Цепочки хозяйственных дел во многом напоминают цепочки действий по уходу за собой. Критическими моментами являются моменты соединения отдельных звеньев . Например, момент, когда пол подметен и нужно начинать вытирать пыль. Главное отличие состоит в том, что здесь звенья цепочки более сложные. Они часто требуют применения нескольких разных материалов и принятия большего числа решений по поводу начала работы, ее качества и окончания. Поэтому вам придется более систематически заниматься с ребенком, обучая его гладкому выполнению всей цепочки действий по уходу за домом.
Первым шагом ваших занятий станет совместное с ребенком составление полного перечня всех видов работ, образующих цепочку. После того как вы определите каждое отдельное действие, составьте список необходимых материалов (эти списки могут состоять не из слов, а из картинок).
Ниже приводится один из вариантов последовательности навыков, которые нужно пустить в ход, чтобы убраться в комнате. Этим примером можно воспользоваться как руководством для составления других цепочек хозяйственных дел.
Последовательность шагов, которые нужно сделать, чтобы убраться в комнате
Шаг |
Материалы |
Выносит мусор |
|
Убирает маленькие хрупкие предметы |
|
(Моет окна) |
(Жидкость для мытья окон, бумажное полотенце) |
Если ребенок пользуется веником: |
|
Подметает пол и ковер и ждет, пока осядет пыль |
Веник, совок |
Вытирает пыль. (Начинает с высоких мест. Например, сначала протирает оконные рамы и картины, а потом переходит к плинтусам.) |
Тряпка (стул или стремянка, чтобы дотянуться до высоких мест) |
Подметает пол шваброй |
Швабра |
Если ребенок пользуется пылесосом: |
|
(Пользуется насадками для чистки занавесок и портьер) |
(Пылесос) |
Стирает пыль |
Тряпка |
Двигает мебель и пылесосит ковер |
Пылесос |
Возвращает мебель на место |
Возвращает мебель на место
Работа, записанная в скобках, не должна выполняться во время уборки каждый раз. На самом деле, вы может начать всего с двух или трех действий. Когда их последовательность будет отработана, можно добавить остальные. Заметим, что некоторые звенья вашей цепочки, например уборка с помощью пылесоса, могут быть усвоены еще не до конца. Ребенок станет выполнять соответствующие действия совершенно самостоятельно только после дополнительных занятий. Например, в таком случае, как наш, вы можете решить, что ребенка нужно научить выбрасывать полный мешок от пылесоса.
Когда ваш перечень будет готов, побудите ребенка сделать первый шаг. Ему необходимо научиться выполнять работу самостоятельно. Когда он будет заканчивать ее, пусть об этом сообщает вам, чтобы вы могли вместе проверить, насколько он продвинулся, сделать отметку в таблице и определить следующий шаг цепочки (с необходимыми для него материалами). Со временем вы начнете отказываться от своего участия в его деятельности. Ребенок сможет сам оценивать свои достижения, делать отметки в таблице и сверять по ней свой следующий шаг. А спустя еще какое-то время он уже будет в состоянии убрать комнату, не заглядывая в таблицу вовсе.
Помните, главное в этой стратегии то, что каждый шаг цепочки становится сигналом к выполнению следующего. Сначала помогать распознать этот сигнал будете вы ( Что ты будешь делать дальше? ), но по мере освоения ребенком цепочки вы будете делать все, чтобы свести свое участие к нулю.
Еще один вариант Вместо того, чтобы составлять несколько таблиц, вы можете сделать нечто вроде картотеки - набора отдельных карточек с картинками, изображающими различные хозяйственные дела. Каждая карточка будет представлять один вид деятельности и материалы, необходимые для его осуществления. Для любой цепочки вы сможете подбирать соответствующие карточки и последовательно давать их ребенку. |
Анализируя вместе с ребенком каждый сделанный шаг, учите его проверять все шаги, чтобы в дельнейшем он смог самостоятельно оценивать качество исполнения работы. Не забывайте, что в деле развития самостоятельности очень важны не только поощрения в виде жетончиков или других наград, но и ваша похвала и ваше одобрение. Позовите остальных членов семьи взглянуть, как хорошо он сделал свою работу, и похвалить его.
Посмотрим, как работает Лиз, которая уже научилась мыть окна и пылесосить, помогая себе вопросами и ответами.
Без маминой помощи Одну карточку убираем; остаются две. - Все, мама. Я все сделала. Миссис Филдс пришла посмотреть на чистые окна в спальне Лиз. - Как выглядят окна? - спросила Лиз. Лиз посмотрела на вторую карточку. Рядом со словом ПРОПЫЛЕСОСИТЬ была картинка, изображающая пылесос. - Пылесосить ковер. Лиз собрала жидкость для мытья окон и бумажные полотенца и направилась к стенному шкафу, в то время как миссис Филдс снова села за свое письмо. Учить Лиз становится легче и легче. Скоро мне останется разве что проверить ее работу, когда она закончит всю цепочку. До сих пор, правда, приходится бороться с искушением бросить все и пойти помочь ей, особенно когда я слышу, как она возится с пылесосом. (Вспомнит она, что нужно пропылесоситъ под кроватью?) Но Лиз уже 13, это ее работа, и она умеет ее делать. Лучше всего я смогу помочь ей, если останусь здесь! |
Читайте: |
---|
Эльфы, спутывающие волосы![]() Моей дочери два с половиной года, и всякий раз, когда нужно было причесываться, она начинала плакать и кричать, что не хочет это... |
В младенческом возрасте моя дочь очень любила купаться.![]() Возможно, во время последнего купания вода была чуть горячей, или же она вдохнула носиком воду, и это ей ужасно не понравилось; ... |
Что такое обучение?![]() Обучение - это не знание. Обучение стали слишком сильно смешивать со знанием. На самом деле это - антипод знания. Чем больше чел... |
Три фазы секса![]() Первая фаза - это самоизучение. Ребенок рождается самовлюбленным. Он любуется своим телом, оно прекрасно, он знает только его... |
Как рождаются способности?Б. П.: В основу умственного развития наших детей положены все те же наши три кита : богатая для разнообразной деятельности обст... |
Наша семьяВ каждой семье есть свои особенности, обычаи, традиции, свой уклад жизни. И у нас он свой. Это обнаруживается прямо с порога:... |
А каша тут ни при чем- Каши надо больше есть - крепким будешь, - говорят бабушки Алеше. - Доедай все: в тарелке сила твоя остается. Кормить поболь... |
ниточка-никиточкаЭто не теоретические рассуждения - мы все это наблюдали у своих детей, когда организовали нашу швейную фабрику , которую ребята... |
Сила, ловкость и осторожностьБ. П.: У нас ни одной серьезной травмы у детей не было, хотя возможностей для этого у них больше, чем у других ребят. Увидев одн... |
![]() Как лучше прореагировать на плохое поведение ребенкаЕсли поведение ребенка рассмотреть в свете последствий, которые они для него имеют, то понять, какую стратегию следует избрать, чтобы решить данную ... |
![]() Чистит зубыОборудование сцены Возьмите мягкую детскую зубную щетку. Если щетка окажется жесткой, подержите ее под горячей водой, и она станет мягче. Паста д... |
![]() Создает художественную галереюЕсть множество художественно-творческих занятий, в которых ваш ребенок может принять участие вместе с другими детьми или членами семьи. Каждым из эт... |