News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Обучение ребенка - Разработка цепочки повседневных хозяйственных дел



Разработка цепочки повседневных хозяйственных дел

разработка цепочки повседневных хозяйственных дел

Под цепочкой мы понимаем применение на практике двух или более навыков в должном порядке и без каких-либо напоминаний со стороны. Когда ваш ребенок научится правильно задавать вопросы и принимать решения относительно применения нескольких навыков ухода за домом, например будет знать, когда надо подмести пол, вытереть пыль, пропылесосить, значит, он уже готов объединить эти действия в единую цепочку (которую можно назвать уборкой комнаты).

Цепочки хозяйственных дел во многом напоминают цепочки действий по уходу за собой. Критическими моментами являются моменты соединения отдельных звеньев . Например, момент, когда пол подметен и нужно начинать вытирать пыль. Главное отличие состоит в том, что здесь звенья цепочки более сложные. Они часто требуют применения нескольких разных материалов и принятия большего числа решений по поводу начала работы, ее качества и окончания. Поэтому вам придется более систематически заниматься с ребенком, обучая его гладкому выполнению всей цепочки действий по уходу за домом.

Первым шагом ваших занятий станет совместное с ребенком составление полного перечня всех видов работ, образующих цепочку. После того как вы определите каждое отдельное действие, составьте список необходимых материалов (эти списки могут состоять не из слов, а из картинок).

Ниже приводится один из вариантов последовательности навыков, которые нужно пустить в ход, чтобы убраться в комнате. Этим примером можно воспользоваться как руководством для составления других цепочек хозяйственных дел.

Последовательность шагов, которые нужно сделать, чтобы убраться в комнате

Шаг

Материалы

Выносит мусор

Убирает маленькие хрупкие предметы
с дороги в безопасное место

(Моет окна)

(Жидкость для мытья окон, бумажное полотенце)

Если ребенок пользуется веником:

Подметает пол и ковер и ждет, пока осядет пыль

Веник, совок

Вытирает пыль. (Начинает с высоких мест. Например, сначала протирает оконные рамы и картины, а потом переходит к плинтусам.)

Тряпка (стул или стремянка, чтобы дотянуться до высоких мест)

Подметает пол шваброй

Швабра

Если ребенок пользуется пылесосом:

(Пользуется насадками для чистки занавесок и портьер)

(Пылесос)

Стирает пыль

Тряпка

Двигает мебель и пылесосит ковер

Пылесос

Возвращает мебель на место

Возвращает мебель на место

Работа, записанная в скобках, не должна выполняться во время уборки каждый раз. На самом деле, вы может начать всего с двух или трех действий. Когда их последовательность будет отработана, можно добавить остальные. Заметим, что некоторые звенья вашей цепочки, например уборка с помощью пылесоса, могут быть усвоены еще не до конца. Ребенок станет выполнять соответствующие действия совершенно самостоятельно только после дополнительных занятий. Например, в таком случае, как наш, вы можете решить, что ребенка нужно научить выбрасывать полный мешок от пылесоса.

Когда ваш перечень будет готов, побудите ребенка сделать первый шаг. Ему необходимо научиться выполнять работу самостоятельно. Когда он будет заканчивать ее, пусть об этом сообщает вам, чтобы вы могли вместе проверить, насколько он продвинулся, сделать отметку в таблице и определить следующий шаг цепочки (с необходимыми для него материалами). Со временем вы начнете отказываться от своего участия в его деятельности. Ребенок сможет сам оценивать свои достижения, делать отметки в таблице и сверять по ней свой следующий шаг. А спустя еще какое-то время он уже будет в состоянии убрать комнату, не заглядывая в таблицу вовсе.

Помните, главное в этой стратегии то, что каждый шаг цепочки становится сигналом к выполнению следующего. Сначала помогать распознать этот сигнал будете вы ( Что ты будешь делать дальше? ), но по мере освоения ребенком цепочки вы будете делать все, чтобы свести свое участие к нулю.

Еще один вариант

Вместо того, чтобы составлять несколько таблиц, вы можете сделать нечто вроде картотеки - набора отдельных карточек с картинками, изображающими различные хозяйственные дела. Каждая карточка будет представлять один вид деятельности и материалы, необходимые для его осуществления. Для любой цепочки вы сможете подбирать соответствующие карточки и последовательно давать их ребенку.

Помните о вознаграждении

Анализируя вместе с ребенком каждый сделанный шаг, учите его проверять все шаги, чтобы в дельнейшем он смог самостоятельно оценивать качество исполнения работы. Не забывайте, что в деле развития самостоятельности очень важны не только поощрения в виде жетончиков или других наград, но и ваша похвала и ваше одобрение. Позовите остальных членов семьи взглянуть, как хорошо он сделал свою работу, и похвалить его.

Посмотрим, как работает Лиз, которая уже научилась мыть окна и пылесосить, помогая себе вопросами и ответами.

Без маминой помощи

Одну карточку убираем; остаются две.

- Все, мама. Я все сделала.

Миссис Филдс пришла посмотреть на чистые окна в спальне Лиз.

- Как выглядят окна? - спросила Лиз.
- Великолепно, Лиз. Они выглядят очень красиво. Что ты будешь делать дальше?

Лиз посмотрела на вторую карточку. Рядом со словом ПРОПЫЛЕСОСИТЬ была картинка, изображающая пылесос.

- Пылесосить ковер.
- Хорошо, возьми то, что тебе понадобится, и не забудь, что нужно убрать.

Лиз собрала жидкость для мытья окон и бумажные полотенца и направилась к стенному шкафу, в то время как миссис Филдс снова села за свое письмо.

Учить Лиз становится легче и легче. Скоро мне останется разве что проверить ее работу, когда она закончит всю цепочку. До сих пор, правда, приходится бороться с искушением бросить все и пойти помочь ей, особенно когда я слышу, как она возится с пылесосом. (Вспомнит она, что нужно пропылесоситъ под кроватью?) Но Лиз уже 13, это ее работа, и она умеет ее делать. Лучше всего я смогу помочь ей, если останусь здесь!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

В детском центре, который посещает мой сын, есть мальчи

News image

Можно, конечно, но они, скорее всего, пошлют вас... подальше

Дисциплинарная система для малышей

News image

Существуют шесть основных принципов, которые должны быть учтены при применении наказания к детям до четырех лет. Наказание должн...

Разные дети:

Семилетние циклы жизни

News image

Вам нужно понять несколько важных ступеней роста. Жизнь состоит из семилетних циклов, она протекает в семилетних циклах подоб...

Качества ребенка

News image

Детский опыт сопровождает мудрых людей всю жизнь. Они жаждут его снова - той же невинности, того же изумления, той же красоты. С...

Авторизация



Методика Никитичных:

И дети нас учат

Вот как это было. Когда нашему первенцу было года полтора, мы, например, обучали его самостоятельности таким образом: если малыш...

Проблема пеленок

Эта проблема, так пугающая иногда молодых родителей, может быть разрешена по-разному. Одни убеждены, что это, конечно, мамина об...

Что же такое развивающие игры?

При всем своем разнообразии они объединены под общим названием не случайно, все они исходят из общей идеи и обладают одними и те...

Сила, ловкость и осторожность

Б. П.: У нас ни одной серьезной травмы у детей не было, хотя возможностей для этого у них больше, чем у других ребят. Увидев одн...

Почему пропадает молоко?

Итак, позднее прикладывание к груди - первый шаг к тому, чтобы пропало молоко. Первый, но не единственный. Вот следующие: каж...

Учим ребёнка:

News image

Надевает ботинки

Оборудование сцены Возьмите для занятий легкие туфли без застежек и шнурков или неглубокие туфли со шнурками (теннисные тапочки слишком плотно об...

News image

Надевает блузу, рубашку или пальто, спереди застегивающиеся

Оборудование сцены Начните с блузы или рубашки с короткими рукавами, так как с ними легче справиться. На первых порах старайтесь избегать облегаю...

News image

Надевает джемпер или футболку

Оборудование сцены Начните с джемпера или футболки с короткими рукавами, так как их надевать легче. Для начала возьмите свободную футболку, во...