News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Обучение ребенка - Разработка цепочки повседневных хозяйственных дел



Разработка цепочки повседневных хозяйственных дел

разработка цепочки повседневных хозяйственных дел

Под цепочкой мы понимаем применение на практике двух или более навыков в должном порядке и без каких-либо напоминаний со стороны. Когда ваш ребенок научится правильно задавать вопросы и принимать решения относительно применения нескольких навыков ухода за домом, например будет знать, когда надо подмести пол, вытереть пыль, пропылесосить, значит, он уже готов объединить эти действия в единую цепочку (которую можно назвать уборкой комнаты).

Цепочки хозяйственных дел во многом напоминают цепочки действий по уходу за собой. Критическими моментами являются моменты соединения отдельных звеньев . Например, момент, когда пол подметен и нужно начинать вытирать пыль. Главное отличие состоит в том, что здесь звенья цепочки более сложные. Они часто требуют применения нескольких разных материалов и принятия большего числа решений по поводу начала работы, ее качества и окончания. Поэтому вам придется более систематически заниматься с ребенком, обучая его гладкому выполнению всей цепочки действий по уходу за домом.

Первым шагом ваших занятий станет совместное с ребенком составление полного перечня всех видов работ, образующих цепочку. После того как вы определите каждое отдельное действие, составьте список необходимых материалов (эти списки могут состоять не из слов, а из картинок).

Ниже приводится один из вариантов последовательности навыков, которые нужно пустить в ход, чтобы убраться в комнате. Этим примером можно воспользоваться как руководством для составления других цепочек хозяйственных дел.

Последовательность шагов, которые нужно сделать, чтобы убраться в комнате

Шаг

Материалы

Выносит мусор

Убирает маленькие хрупкие предметы
с дороги в безопасное место

(Моет окна)

(Жидкость для мытья окон, бумажное полотенце)

Если ребенок пользуется веником:

Подметает пол и ковер и ждет, пока осядет пыль

Веник, совок

Вытирает пыль. (Начинает с высоких мест. Например, сначала протирает оконные рамы и картины, а потом переходит к плинтусам.)

Тряпка (стул или стремянка, чтобы дотянуться до высоких мест)

Подметает пол шваброй

Швабра

Если ребенок пользуется пылесосом:

(Пользуется насадками для чистки занавесок и портьер)

(Пылесос)

Стирает пыль

Тряпка

Двигает мебель и пылесосит ковер

Пылесос

Возвращает мебель на место

Возвращает мебель на место

Работа, записанная в скобках, не должна выполняться во время уборки каждый раз. На самом деле, вы может начать всего с двух или трех действий. Когда их последовательность будет отработана, можно добавить остальные. Заметим, что некоторые звенья вашей цепочки, например уборка с помощью пылесоса, могут быть усвоены еще не до конца. Ребенок станет выполнять соответствующие действия совершенно самостоятельно только после дополнительных занятий. Например, в таком случае, как наш, вы можете решить, что ребенка нужно научить выбрасывать полный мешок от пылесоса.

Когда ваш перечень будет готов, побудите ребенка сделать первый шаг. Ему необходимо научиться выполнять работу самостоятельно. Когда он будет заканчивать ее, пусть об этом сообщает вам, чтобы вы могли вместе проверить, насколько он продвинулся, сделать отметку в таблице и определить следующий шаг цепочки (с необходимыми для него материалами). Со временем вы начнете отказываться от своего участия в его деятельности. Ребенок сможет сам оценивать свои достижения, делать отметки в таблице и сверять по ней свой следующий шаг. А спустя еще какое-то время он уже будет в состоянии убрать комнату, не заглядывая в таблицу вовсе.

Помните, главное в этой стратегии то, что каждый шаг цепочки становится сигналом к выполнению следующего. Сначала помогать распознать этот сигнал будете вы ( Что ты будешь делать дальше? ), но по мере освоения ребенком цепочки вы будете делать все, чтобы свести свое участие к нулю.

Еще один вариант

Вместо того, чтобы составлять несколько таблиц, вы можете сделать нечто вроде картотеки - набора отдельных карточек с картинками, изображающими различные хозяйственные дела. Каждая карточка будет представлять один вид деятельности и материалы, необходимые для его осуществления. Для любой цепочки вы сможете подбирать соответствующие карточки и последовательно давать их ребенку.

Помните о вознаграждении

Анализируя вместе с ребенком каждый сделанный шаг, учите его проверять все шаги, чтобы в дельнейшем он смог самостоятельно оценивать качество исполнения работы. Не забывайте, что в деле развития самостоятельности очень важны не только поощрения в виде жетончиков или других наград, но и ваша похвала и ваше одобрение. Позовите остальных членов семьи взглянуть, как хорошо он сделал свою работу, и похвалить его.

Посмотрим, как работает Лиз, которая уже научилась мыть окна и пылесосить, помогая себе вопросами и ответами.

Без маминой помощи

Одну карточку убираем; остаются две.

- Все, мама. Я все сделала.

Миссис Филдс пришла посмотреть на чистые окна в спальне Лиз.

- Как выглядят окна? - спросила Лиз.
- Великолепно, Лиз. Они выглядят очень красиво. Что ты будешь делать дальше?

Лиз посмотрела на вторую карточку. Рядом со словом ПРОПЫЛЕСОСИТЬ была картинка, изображающая пылесос.

- Пылесосить ковер.
- Хорошо, возьми то, что тебе понадобится, и не забудь, что нужно убрать.

Лиз собрала жидкость для мытья окон и бумажные полотенца и направилась к стенному шкафу, в то время как миссис Филдс снова села за свое письмо.

Учить Лиз становится легче и легче. Скоро мне останется разве что проверить ее работу, когда она закончит всю цепочку. До сих пор, правда, приходится бороться с искушением бросить все и пойти помочь ей, особенно когда я слышу, как она возится с пылесосом. (Вспомнит она, что нужно пропылесоситъ под кроватью?) Но Лиз уже 13, это ее работа, и она умеет ее делать. Лучше всего я смогу помочь ей, если останусь здесь!




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

Стыдно сказать, но мой ребенок уже привык к неполноценн

News image

Ни то, ни другое. Есть третий вариант. Вы по-прежнему можете давать ребенку сладости, но разумно, в должное время и в должном ме...

Мой ребенок ест не переставая, и ел бы целый день, если

News image

Прежде всего, научите его правильно просить поесть. Его хныканье «Хочу есть!» не годится, и вы не должны подскакивать по его ком...

Разные дети:

Три фазы секса

News image

Первая фаза - это самоизучение. Ребенок рождается самовлюбленным. Он любуется своим телом, оно прекрасно, он знает только его...

Обусловленность

News image

Имеет ли ребенок какие-то права на частную жизнь и свободу от родительской обусловленности и ожиданий? Сегодня это самая фундаме...

Авторизация



Методика Никитичных:

Кормить ли ночью?

Об этом я не решилась бы написать, если бы не книга известного американского педиатра доктора Б. Спока. Он написал о том, что ам...

Волшебная сила искусства

Меня как-то поразила простая мысль: человечество шлифует и накапливает свой нравственный опыт тысячи лет, а человек должен усвои...

Всадники и кони

Малыши, известно, любят кататься на папиных плечах верхом, но из меня всегда получается норовистый конь , который не терпит, чт...

Наша спортивная комната

Мы знали, что с ростом благосостояния и комфорта городской жизни объем и напряженность физической деятельности взрослых и особен...

Коварство комфорта. Интервью с профессором И. А. Аршавским

Свое мнение о принципиально новых методах воспитания детей высказывает в беседе с журналистом О. Франценом заведующий лаборатори...

Учим ребёнка:

News image

Освоение всех шагов, составляющих умение самостоятельно поль

Спускает штаны (шаг 4). Это действие, также как надевание штанов, относится к умению одеваться, а мытье и вытирание рук - к умению ухаживать за собо...

News image

Надевает джемпер или футболку

Оборудование сцены Начните с джемпера или футболки с короткими рукавами, так как их надевать легче. Для начала возьмите свободную футболку, во...

News image

Приходит, когда его зовут

Для того, чтобы вы смогли приступить к этой программе, малыш уже должен уметь самостоятельно ходить. Оборудование сцены. Поставьте ребенка в угол...