Мы еще раз коснемся темы мотивации и развития самостоятельности на примере другой группы навыков ухода за домом - навыков, связанных с мелким домашним ремонтом.
Обычно в течение дня то и дело возникает необходимость что-то подрегулировать (закрыть окно, включить отопление), выполнить какие-то действия по поддержанию должного состояния (полить растения). Но часто мы сталкиваемся с неожиданными, неповседневными проблемами: перегорела лампочка, перегорели пробки, треснула штукатурка. Скорее всего, именно вы занимаетесь решением таких проблем. Однако привлечение к ним ребенка не только поможет ему овладеть соответствующими навыками, но и покажет, что выявление неполадок и их устранение является неотъемлемой частью повседневной жизни. Ребенок, способный сделать самый простой ремонт, не попадет в ситуацию, подобную следующей.
<P.Предупреждение неполадок Эн мыла посуду, что было ее обычной вечерней обязанностью. Ей оставалось только поставить в буфет последние тарелки, но когда она взялась за ручку дверцы, то почувствовала, что ручка отскочила. Эн отскочила вместе с ней. Три тарелки упали и разбились. Эн не знала, что, если ручка болтается, то может скоро отвалиться. Предотвратить рыдания над разбитыми тарелками могла простая отвертка. |
Большинство из нас учится производить мелкий ремонт в ходе повседневной деятельности. Но для некоторых детей умение справляться с возникающими проблемами не приходит так легко. Пустяковая поломка может стать причиной серьезного огорчения, если вы не понимаете, почему данная вещь не работает должным образом, или не знаете, как подступиться к этой поломке. Поэтому важно показать ребенку подходы к решению непредвиденных проблем. А навыки, связанные с умением производить мелкий домашний ремонт, должны формироваться намеренно, впрочем, как и любые другие.
Процесс обучения умению делать простой ремонт очень напоминает процесс обучения самостоятельному использованию навыков вообще, по крайней мере, основные шаги (или вопросы) и там, и там одинаковые.
1. Что мне нужно сделать, и когда мне нужно это делать?
а. Распознать проблему.
б. Понять, что нужно делать.
в. Определить, когда нужна профессиональная помощь и кого вызвать.
2. Какие материалы мне понадобятся?
а. Подобрать необходимые материалы.
3. Какой шаг нужно сделать первым, и какой потом?
а. Выполнить последовательно все необходимые действия.
4. Когда работу можно считать выполненной и выполненной хорошо?
а. Проверить, что получилось (и попробовать все снова, если твой ремонт не помог).
б. Убрать материалы на место.
Мы видим, что в таблице Оценка состояния навыков ухода за домом фигурирует много навыков, необходимых для поддержания должного порядка, и навыков, необходимых для мелкого ремонта. Когда вам нужно будет выполнять одну из таких работ, попробуйте для начала привлечь к ней ребенка как наблюдателя или помощника. Со временем вам захочется, чтобы он стал одним из ее исполнителей. А пока мы предложим вашему вниманию один из методов проведения структурированных практических занятий по обучению ребенка умению поддерживать порядок и производить мелкий домашний ремонт.
Читайте: |
---|
Мой сын Сэм![]() Мой сын Сэм, которому год и месяц, ужасно боится своих дедушку и бабушку. Дело в том, что родители моего мужа живут далеко и мог... |
Пользоваться взрослым туалетом![]() Я бросилась к ближайшей ванной комнате на первом этаже, где у нас никогда не было горшка. Я помогла ей спустить трусики, усадил... |
Обусловленность![]() Имеет ли ребенок какие-то права на частную жизнь и свободу от родительской обусловленности и ожиданий? Сегодня это самая фундаме... |
“Кувшин” наших эмоций![]() Начнем с самых неприятных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Эти чувства разрушительные, т.к. нарушают и самого человека (его псих... |
Плохая мама и хорошая бабушкаГора посуды на кухонном столе - у мамы. Гора игрушек на маленьком складном столике - у Алеши. Оба заняты делом: мама, напевая, м... |
Предсказания не сбываютсяБыло время, когда нас пугали: дети ваши из болезней не будут вылезать , и руки-ноги они обязательно себе переломают , и в шко... |
Помощник не в шутку, а всерьезНикто нам не верит, что начиная с года малыши уже могут быть помощниками. Но в нашем дневнике записи Алеша - помощник начинают... |
Опрокинутая чашкаИногда меня спрашивают, вспоминая историю с пролитым чаем: - Ну а сейчас как бы вы поступили в описанной ситуации? И я отв... |
Наша семьяВ каждой семье есть свои особенности, обычаи, традиции, свой уклад жизни. И у нас он свой. Это обнаруживается прямо с порога:... |
![]() ШлепкиВы совсем не упоминаете физическое наказание как один из способов управления поведением ребенка. Я всегда обнаруживал, что своевременное наказание ... |
![]() Моет головуДля того чтобы ребенок начал учиться мыть голову под душем, он должен сначала привыкнуть к душу. Оборудование сцены Пользуйтесь одним из бесс... |
![]() ДоговорыМы все время говорим об использовании вознаграждений для поощрения желательного поведения ребенка. В сущности, речь идет о соглашениях или договорен... |