Проницательность маленького 2летнего человечка особенно хорошо иллюстрируется тем, как прекрасно он понимает все, о чем говорят вокруг. На предыдущей стадии мы отмечали, что ребенок начинает улавливать суть разговора, теперь он уже принимает в нем участие. Однажды Марта задала мне вопрос, на который я должен был ответить или да, или нет. Мэтью, который сидел рядом со мной, моментально заглянув мне в глаза, ответил: Нет! Мы были просто поражены, во-первых, тем что он оказался втянут в наш разговор, а во-вторых, что у него так быстро оказался готов ответ (причем правильный) на вопрос, который вообще был адресован не ему.
В другой раз Мэтью заканчивал свой завтрак, когда Питер спросил, не видел ли кто-нибудь его мячик. Мэтью быстро доел и тут же начал искать мячик. Питер вновь повторил: Где же мячик? Мэтью пожал плечами и поднял свои ручонки, изображая этим жестом определенную озадаченность и как бы говоря: Я не знаю , а затем махнул Питеру рукой, приглашая его вместе пойти искать мячик в гостиную. Из этого диалога мы поняли три важных момента, характеризующих развитие Мэтью. Теперь он обращает внимание на то, что происходит вокруг, он владеет языком жестов, выразив таким образом желание присоединиться к поискам мяча и, наконец, его разум уже в состоянии воссоздать сцену потери мяча. И снова мы узнавали о том, что думают малыши, наблюдая за их действиями.
Эта возрастающая осведомленность ребенка должна подсказать родителям, что нужна особая осторожность при разговоре в присутствии детей. Недавно во время врачебного приема я наблюдал реакцию малыша (в возрасте 21 месяца) на разговор, касающийся того, следует ли его родителям покидать его во время их недельного отпуска. Хотя он не мог сказать словами: Нет, не оставляйте меня, возьмите с собой , его взгляд стал озабоченным и в нем читалось, что ребенок прекрасно понимает, какой готовится план, и что он с ним не согласен.
Чтобы выяснить, до какой степени простирается понимание разговора у вашего ребенка, попросите его продолжить предложение, которое вы начали. Мы называем это игрой по заполнению пробелов в скобках. Например, однажды после похода за покупками, мы обнаружили, что забыли одну из игрушек Мэтью в магазине. Когда мы садились в машину, я сказал: Мэтью, мне кажется, мы должны вернуться назад в магазин и поискать там... Он тут же подхватил: Утенка!
Период в канун второго дня рождения ребенка похож на окончание школы по языку младенцев. Предложения остаются телеграфными, но становятся более длинными и более аккуратными. Больше превращаются в Больше, поста (поскольку ребенок постоянно слышит, что вы повторяете слово пожалуйста ), потом в Хочу больше и, наконец, в Я хочу больше . Когда малыш входит в темную комнату, сначала он умеет только показывать на выключатель и выкрикивать: Ох , потом добавляет свет и в конечном счете получается длинное предложение: Включи свет . Кажется, ребенок как бы создает концепцию целого предложения и постепенно наполняет мысль словами.
Язык упрощает уход за ребенком. Зачастую ребенок присваивает себе ведущую роль в разговоре. Посмотри - с этого слова обычно начинается его обращение к вам. Малыш может сказать возьми или как-то показать, что ему нужна новая пеленка. И, конечно же, начинается период: Я сам это сделаю .
Сложные задания. Заметное совершенство во владении языком ребенка и в понимании его проявляется в расширении границ восприятия и выполнении более сложных указаний - в два шага: Пойди возьми кренделек и принеси его папе . Малыш запоминает, о чем его просят, и специально сходит за таким крендельком (минуя множество других предметов, находящихся в кухне), а после того, как найдет его, выполнит вторую часть задания - отдаст папе.
Я расскажу, как себя чувствую. Помимо слов, которыми ребенок может выражать свои желания, он начинает пользоваться и такими, с помощью которых можно передать свои чувства. Малыши становятся очень чувствительны к болячкам , повреждениям и царапинам и, конечно же, просят дать им волшебный пластырь, чтобы залечить ранку.
Малыши по-прежнему не обладают столь большим словарным запасом, чтобы выразить свое разочарование по поводу того, что их оставляют в одиночестве, но выражение лица, говорящее Я потерял маму , трудно с чем бы то ни было перепутать. Когда и на сколько можно оставлять ребенка в одиночестве - очень трудный вопрос, особенно если вы хотите воспользоваться услугами помощника или воспитателя. Постарайтесь прочитать одобрение или недовольство ребенка, пользуясь языком его мимики и жестов.
Читайте: |
---|
Учёные рассказали о недостатке йода для беременныхБудущие мамы нуждаются в молочных продуктах, морепродуктах и в жирной морской рыбе. Недостаток в рационе беременных йода мож... |
Можно ли не брать с собой в поездку наших маленьких дет![]() Если у вас есть такая возможность, используйте все средства и сделайте это! Мы поняли, что в таком случае важно обеспечить два у... |
А как насчет дисциплины?![]() Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Этосоздает чувство безопасности, а жизнь понятной. Зн... |
Общаться с ребенком. Как?![]() Урок I Безусловное принятие - принцип без принятия которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешным... |
Без мамы плохоОднажды в скверике мы наблюдали такую трогательную сценку. На скамейке оживленно разговаривают две молодые женщины. К одной из н... |
Школа и способные детиС тех пор, когда были написаны эти строки, прошло более пятнадцати лет. Срок в жизни детей огромный. Они выросли, и уже никто не... |
Молоко матери. Природа и наука голосуют за, а матери?Мы посвящаем отдельную главу этой проблеме, потому что, на наш взгляд, она требует особой сосредоточенности и внимания. Индус... |
Другие подтверждения правильности ГипотезыОтдельные положения новой гипотезы находят подтверждения и обоснования в работах исследователей прошлого и особенно у современны... |
Всадники и кониМалыши, известно, любят кататься на папиных плечах верхом, но из меня всегда получается норовистый конь , который не терпит, чт... |
![]() Игры с глинойОсновные навыки Познакомьте ребенка с глиной, покажите, как ее можно мять, расплющивать, раскатывать, вдавливать в нее палец. Более сложные за... |
![]() Поощрение успеховЕсли мы остановимся и порассуждаем о том, что заставляя нас вести себя так, а не иначе, то, вероятно, сумеем найти побудительный мотив. Часто мы дел... |
![]() С чего начать: с больших дел или с малых?Если вы приступаете к обучению ребенка соответствующим умениям в первый раз, начать следует со стула. Однако ситуация, когда ребенок 1) ходит по бол... |