Прежде чем начать заниматься, вам нужно точно так же, как в предыдущей главе, оценить степень самостоятельности ребенка и вашу роль в том, что он пытается делать, будь то помощь или руководство.
Оценка состояния навыков ухода за домом Владение навыком 1. Не умеет делать основные шаги. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основными шагами которых ребенок не овладел. Ему необходимо научиться выполнять некоторые (или все) действия, составляющие соответствующее умение. Мотивация 1. Проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которые ребенок не применяет без понуждения, то есть ему необходима мотивация. Не проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которыми ребенок пользуется регулярно, без специальных напоминаний. |
НАВЫКИ |
СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ |
МОТИВАЦИЯ |
|||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
|
Не умеет делать основные шаги |
Для принятия решений нуждается в помощи |
Владеет хорошо и самостоя |
Проблема |
Не проблема |
|
Уборка |
|||||
Убирает вещи |
|||||
Выносит мусор |
|||||
Подметает |
|||||
Вытирает пыль |
|||||
Пылесосит |
|||||
Моет окна и зеркала |
|||||
Моет пол шваброй |
|||||
Натирает пол |
|||||
Чистит раковину |
|||||
Моет унитаз |
|||||
Моет плиту |
|||||
Чистит духовку |
|||||
Размораживает и моет холодильник |
|||||
Моет и сушит посуду, кастрюли и сковородки |
|||||
Загружает должным образом посудомоечную машину (если она есть) |
|||||
Сгребает лопатой снег |
|||||
Стирка |
|||||
Отделяет вещи для ручной стирки от вещей для машинной стирки |
|||||
Отделяет вещи, подлежащие сухой чистке, от вещей, которые стирают |
|||||
Отделяет чистую одежду от грязной |
|||||
Отделяет светлую одежду от темной |
|||||
Стирает вещи руками |
|||||
Развешивает вещи для просушки |
|||||
Правильно загружает стиральную машину (знает, какой режим задать) |
|||||
Отмеряет нужное количество порошка |
|||||
Пользуется сушкой |
|||||
Пользуется машиной в прачечной-автомате |
|||||
Аккуратно вешает одежду |
|||||
Аккуратно складывает одежду |
|||||
Убирает одежду, куда надо |
|||||
Гладит одежду, когда нужно |
|||||
Приготовление пищи |
|||||
Убирает продукты на место |
|||||
Накрывает на стол |
|||||
Убирает со стола |
|||||
Покупает закуски |
|||||
Готовит холодный завтрак |
|||||
Делает бутерброды (из готовых продуктов) |
|||||
Готовит пищу из полуфабрикатов |
|||||
Готовит горячий завтрак (например, из яиц) |
|||||
Пользуется духовкой (устанавливает нужную температуру и время готовки) |
|||||
Готовит салаты и десерты |
|||||
Готовит основное блюдо |
|||||
Готовит сложные блюда |
|||||
Знает, где купить продукты и новые кухонные принадлежности |
|||||
Определяет по этикетке, какие продукты находятся в банках и коробках |
|||||
Правильно хранит оставшиеся продукты |
|||||
Распознает и выбрасывает испорченные продукты |
|||||
Находит нужные кухонные принадлежности и пользуется ими: |
|||||
тостером |
|||||
миксером |
|||||
соковыжималкой |
|||||
консервным ножом |
|||||
кофеваркой |
|||||
Пользуется мерной посудой и весами |
|||||
Замена использованных предметов |
|||||
Заменяет перегоревшую лампочку |
|||||
Заменяет туалетную бумагув туалете или кусок мыла в ванной |
|||||
Меняет батарейки в игрушках, радиоприборах и фонариках |
|||||
Заменяет мешок в пылесосе |
|||||
Меняет полиэтиленовые мешки для мусорного ведра |
|||||
Использование инструментов. Правильно пользуется: |
|||||
стремянкой |
|||||
молотком |
|||||
отверткой |
|||||
гаечным ключом |
|||||
плоскогубцами |
|||||
сантиметром, измерительной линейкой длиной в 1 м |
|||||
веревкой (завязывает узлы) |
|||||
Повседневное включение и выключение приборов и поддержание дома в должном состоянии |
|||||
Включает (и выключает) вилки электроприборов в розетки |
|||||
Открывает и закрывает окна и шторы в соответствии с температурой и освещенностью |
|||||
Регулирует систему отопления |
|||||
Регулирует параметры звука и изображения у радиоприемника и телевизора (и выбирает каналы) |
|||||
Принимает меры по обеспечению безопасности жилья (ночью и когда уходит из дома) |
|||||
Застилает постель |
|||||
Меняет постельное белье |
|||||
Поливает и подкармливает комнатные растения |
|||||
Подстригает живую изгородь и кусты (если есть) |
|||||
Устанавливает и снимает вторые рамы |
|||||
Выключает свет, телевизор и другие приборы, когда ими не пользуется |
|||||
Сгребает опавшие листья |
|||||
Заботится о домашних животных (кормит, поит, купает) |
|||||
Подстригает газон |
|||||
Заливает бензин и масло в газонокосилку (если она есть) |
|||||
Знает правила техники безопасности (особенно при пользовании газонокосилкой) |
|||||
Мелкий ремонт |
|||||
Устанавливает сломанные дверные петли и ручки |
|||||
Прибивает гвоздиками сетку от насекомых |
|||||
Меняет пробки |
|||||
Вешает картину |
|||||
Останавливает непрерывно льющуюся воду в унитазе |
|||||
Пользуется сантузлом для прочистки засорившихся труб унитаза или раковины |
|||||
Заделывает трещины в штукатурке |
|||||
Заново закрепляв поднимающуюся и опускающуюся гардину |
|||||
Удаляет пятна (с ковра, одежды, занавесок) |
|||||
Склеивает развитые вещи |
|||||
Устраняет простые неисправности в оправе очков |
|||||
Исправляет тостер, когда тот заедает |
|||||
Сращивает провода |
|||||
Красит большие поверхности кистью или роликом |
|||||
Красит маленькие поверхности и рамы кисточкой |
|||||
Моет кисти и ролики |
|||||
Знает, когда обратиться за профессиональной помощью, если нужно что-то починить |
При этом мы советовали бы вам работать над этой главой так же, как над предыдущей:
1) просмотреть до конца всю главу, чтобы ознакомиться с ее основными положениями;
2) заполнить таблицу Оценка состояния навыков ухода за домом (стр. 101-104) прочитать главу внимательно.
Производя оценку состояния навыков ухода за домом, вы выясните как степень владения ребенка этими навыками, так и необходимость в мотивации. В таблице фигурируют три степени владения навыками: 1) ребенок не усвоил основные шаги; 2) ребенок усвоил основные шаги, но ему необходима помощь в принятии решений относительно применения навыка; 3) ребенок может хорошо, полностью и совершенно самостоятельно выполнить все, что нужно. Сделайте отметки в тех колонках, которые наилучшим образом характеризуют степень владения соответствующими навыками.
Что касается мотивации, то тут могут быть два варианта: 1) ребенок нуждается в мотивации, то есть, не применяет свой навык на практике без напоминания (колонка Проблема ), и 2) не нуждается в мотивации, то есть пользуется соответствующим навыком регулярно и без напоминания (колонка Не проблема ). Отметки в этих двух колонках делаются в том случае, если качество выполнения работы соответствует второму или третьему уровням мастерства.
После того как вы определите степень владения ребенком всеми представленными в таблице навыками, перейдите к форме Навыки ухода за домом, выбранные для отработки (помещенной ниже). С ее помощью вы выделите три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных к первой степени владения, и запишите их под заголовком ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ ШАГАМ. Далее выберете три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных ко второй степени владения, и запишите их под заголовком НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Затем из колонок 2 и 3 раздела Степень владения выберете несколько связанных друг с другом навыков и запишите их под заголовком РАЗРАБОТКА ЦЕПОЧКИ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ. Наконец, из навыков, отнесенных в колонку Проблема раздела Мотивация , выберете три и запишите их под заголовком ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ.
ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ ШАГАМ
|
НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!
|
РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ
|
ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ
|
Читайте: |
---|
Учёные рассказали о недостатке йода для беременныхБудущие мамы нуждаются в молочных продуктах, морепродуктах и в жирной морской рыбе. Недостаток в рационе беременных йода мож... |
Моя дочь Лори двух с половиной лет - чемпионка среди ко![]() Потому что она еще очень маленькая и ее мозг настроен на исследование, изучение, что заставляет ее останавливаться и интересоват... |
Чувства родителей. Как с ними быть?![]() Изобразим эмоции родителя и ребенка в виде 2 “стаканов”. Когда больше переживает ребенок, его “стакан” полный; родитель же от... |
О трудностях и конфликтах взаимодействия и том, как их избегать![]() Типичная проблема: многие обязательные дела ребенок вполне усвоил, но все это он строго НЕ ДЕЛАЕТ. Причины “непослушания”: ... |
Учимся понимать ребенкаВначале, конечно, было трудно научиться определять, что требуется ребенку. Оказалось, плакать он может от множества причин: подм... |
Плохая мама и хорошая бабушкаГора посуды на кухонном столе - у мамы. Гора игрушек на маленьком складном столике - у Алеши. Оба заняты делом: мама, напевая, м... |
Забота о другихЭта задача посложнее, чем просто заботиться о детях. И куда важнее. Я бы сказала, что главная родительская забота и должна состо... |
Гарантия от перегрузокА не чересчур ли такая сплошная да еще интенсивная деятельность? Не перегружен ли мозг ребенка информацией? Не ведет ли это к п... |
А кирпич вкусный?Первая весна в жизни человека - немалое событие, особенно если этот человек впервые пробует босыми ножками землю. Дома - гладкий... |
![]() Вытирает рукиОборудование сцены Возьмите большое полотенце. Повесьте его, перекинув через перекладину, и, чтобы не упало, скрепите его части английской булавк... |
![]() К независимости в уходе за собойО, она очень хорошо умеет чистить зубы, нужно только подсказать ей, что это нужно сделать. Джеф научился самостоятельно одеваться, но если я не посо... |
![]() Тайм-аутЕсли ребенок ведет себя настолько плохо, что уже трудно или бессмысленно игнорировать его поведение, и в то же время нет ничего похожего на вознагра... |