News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Обучение ребенка - Навыки ухода за домом



Навыки ухода за домом

навыки ухода за домом

Оценка

Прежде чем начать заниматься, вам нужно точно так же, как в предыдущей главе, оценить степень самостоятельности ребенка и вашу роль в том, что он пытается делать, будь то помощь или руководство.

Оценка состояния навыков ухода за домом

Владение навыком

1. Не умеет делать основные шаги. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основными шагами которых ребенок не овладел. Ему необходимо научиться выполнять некоторые (или все) действия, составляющие соответствующее умение.
2. Для принятия решений нуждается в помощи. Отметки в этой колонке делаются против навыков, основные шаги которых ребенок делать научился, но принимать решения относительно их применения - пока нет; ему приходится говорить, когда применить тот или иной навык, какие потребуются материалы, как начать и хорошо ли выполнено то, что он пытался сделать.
3. Владеет хорошо и самостоятельно. Отметка в этой колонке делается против навыков, все основные действия которых ребенок умеет выполнять и в отношении которых может принимать необходимые решения, так что вам совсеи не нужно быть рядом.

Мотивация

1. Проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которые ребенок не применяет без понуждения, то есть ему необходима мотивация.

Не проблема. Отметка в этой колонке делается против навыков, которыми ребенок пользуется регулярно, без специальных напоминаний.

НАВЫКИ

СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ

МОТИВАЦИЯ

1

2

3

1

2

Не умеет делать основные шаги

Для принятия решений нуждается в помощи

Владеет хорошо и самостоя
тельно

Проблема

Не проблема

Уборка

Убирает вещи

Выносит мусор

Подметает

Вытирает пыль

Пылесосит

Моет окна и зеркала

Моет пол шваброй

Натирает пол

Чистит раковину

Моет унитаз

Моет плиту

Чистит духовку

Размораживает и моет холодильник

Моет и сушит посуду, кастрюли и сковородки

Загружает должным образом посудомоечную машину (если она есть)

Сгребает лопатой снег

Стирка

Отделяет вещи для ручной стирки от вещей для машинной стирки

Отделяет вещи, подлежащие сухой чистке, от вещей, которые стирают

Отделяет чистую одежду от грязной

Отделяет светлую одежду от темной

Стирает вещи руками

Развешивает вещи для просушки

Правильно загружает стиральную машину (знает, какой режим задать)

Отмеряет нужное количество порошка

Пользуется сушкой

Пользуется машиной в прачечной-автомате

Аккуратно вешает одежду

Аккуратно складывает одежду

Убирает одежду, куда надо

Гладит одежду, когда нужно

Приготовление пищи

Убирает продукты на место

Накрывает на стол

Убирает со стола

Покупает закуски

Готовит холодный завтрак

Делает бутерброды (из готовых продуктов)

Готовит пищу из полуфабрикатов

Готовит горячий завтрак (например, из яиц)

Пользуется духовкой (устанавливает нужную температуру и время готовки)

Готовит салаты и десерты

Готовит основное блюдо

Готовит сложные блюда

Знает, где купить продукты и новые кухонные принадлежности

Определяет по этикетке, какие продукты находятся в банках и коробках

Правильно хранит оставшиеся продукты

Распознает и выбрасывает испорченные продукты

Находит нужные кухонные принадлежности и пользуется ими:

тостером

миксером

соковыжималкой

консервным ножом

кофеваркой

Пользуется мерной посудой и весами

Замена использованных предметов

Заменяет перегоревшую лампочку

Заменяет туалетную бумагув туалете или кусок мыла в ванной

Меняет батарейки в игрушках, радиоприборах и фонариках

Заменяет мешок в пылесосе

Меняет полиэтиленовые мешки для мусорного ведра

Использование инструментов. Правильно пользуется:

стремянкой

молотком

отверткой

гаечным ключом

плоскогубцами

сантиметром, измерительной линейкой длиной в 1 м

веревкой (завязывает узлы)

Повседневное включение и выключение приборов и поддержание дома в должном состоянии

Включает (и выключает) вилки электроприборов в розетки

Открывает и закрывает окна и шторы в соответствии с температурой и освещенностью

Регулирует систему отопления

Регулирует параметры звука и изображения у радиоприемника и телевизора (и выбирает каналы)

Принимает меры по обеспечению безопасности жилья (ночью и когда уходит из дома)

Застилает постель

Меняет постельное белье

Поливает и подкармливает комнатные растения

Подстригает живую изгородь и кусты (если есть)

Устанавливает и снимает вторые рамы

Выключает свет, телевизор и другие приборы, когда ими не пользуется

Сгребает опавшие листья

Заботится о домашних животных (кормит, поит, купает)

Подстригает газон

Заливает бензин и масло в газонокосилку (если она есть)

Знает правила техники безопасности (особенно при пользовании газонокосилкой)

Мелкий ремонт

Устанавливает сломанные дверные петли и ручки

Прибивает гвоздиками сетку от насекомых

Меняет пробки

Вешает картину

Останавливает непрерывно льющуюся воду в унитазе

Пользуется сантузлом для прочистки засорившихся труб унитаза или раковины

Заделывает трещины в штукатурке

Заново закрепляв поднимающуюся и опускающуюся гардину

Удаляет пятна (с ковра, одежды, занавесок)

Склеивает развитые вещи

Устраняет простые неисправности в оправе очков

Исправляет тостер, когда тот заедает

Сращивает провода

Красит большие поверхности кистью или роликом

Красит маленькие поверхности и рамы кисточкой

Моет кисти и ролики

Знает, когда обратиться за профессиональной помощью, если нужно что-то починить

При этом мы советовали бы вам работать над этой главой так же, как над предыдущей:

1) просмотреть до конца всю главу, чтобы ознакомиться с ее основными положениями;
2) заполнить таблицу Оценка состояния навыков ухода за домом (стр. 101-104) прочитать главу внимательно.

Производя оценку состояния навыков ухода за домом, вы выясните как степень владения ребенка этими навыками, так и необходимость в мотивации. В таблице фигурируют три степени владения навыками: 1) ребенок не усвоил основные шаги; 2) ребенок усвоил основные шаги, но ему необходима помощь в принятии решений относительно применения навыка; 3) ребенок может хорошо, полностью и совершенно самостоятельно выполнить все, что нужно. Сделайте отметки в тех колонках, которые наилучшим образом характеризуют степень владения соответствующими навыками.

Что касается мотивации, то тут могут быть два варианта: 1) ребенок нуждается в мотивации, то есть, не применяет свой навык на практике без напоминания (колонка Проблема ), и 2) не нуждается в мотивации, то есть пользуется соответствующим навыком регулярно и без напоминания (колонка Не проблема ). Отметки в этих двух колонках делаются в том случае, если качество выполнения работы соответствует второму или третьему уровням мастерства.

После того как вы определите степень владения ребенком всеми представленными в таблице навыками, перейдите к форме Навыки ухода за домом, выбранные для отработки (помещенной ниже). С ее помощью вы выделите три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных к первой степени владения, и запишите их под заголовком ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ ШАГАМ. Далее выберете три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных ко второй степени владения, и запишите их под заголовком НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Затем из колонок 2 и 3 раздела Степень владения выберете несколько связанных друг с другом навыков и запишите их под заголовком РАЗРАБОТКА ЦЕПОЧКИ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ. Наконец, из навыков, отнесенных в колонку Проблема раздела Мотивация , выберете три и запишите их под заголовком ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ.

Навыки ухода за домом, выбранные для отработки

ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ ШАГАМ


(из колонки 1 раздела Степень владения )
______________________
______________________
______________________

НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!


(из колонки 2 раздела Степень владения )
______________________
______________________
______________________

РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ


(из колонок 2 и 3 раздела Степень владения )
______________________
______________________
______________________

ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ


(из колонки Проблема раздела Мотивация )
______________________
______________________
______________________




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

Подруга купила для своего малыша самые разные приспособ

News image

Начнем с ходунков. Верно, Американская академия педиатрии хотела бы запретить их. Сегодня вы с трудом отыщете магазины игрушек и...

Моя четырехлетняя дочь Эми почти всегда ведет себя хоро

News image

В этом доносительстве плохо то, что девочка действует на родительской «территории». Следить за маленьким сыном - ваша обязанност...

Разные дети:

Активное слушание

News image

Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо, несправедливо,...

О трудностях и конфликтах взаимодействия и том, как их избегать

News image

Типичная проблема: многие обязательные дела ребенок вполне усвоил, но все это он строго НЕ ДЕЛАЕТ. Причины “непослушания”: ...

Авторизация



Методика Никитичных:

Что мы считаем важным

То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно...

Школа и способные дети

С тех пор, когда были написаны эти строки, прошло более пятнадцати лет. Срок в жизни детей огромный. Они выросли, и уже никто не...

Гарантия от перегрузок

А не чересчур ли такая сплошная да еще интенсивная деятельность? Не перегружен ли мозг ребенка информацией? Не ведет ли это к п...

Если хочешь быть здоров

Б. П.: Да, придется начать опять-таки с закаливания, хотя обходимся мы, как и на первом году жизни детей, без специальных закали...

Яблоко раздора

Первый ребенок почти всегда становится как бы пробным камнем педагогических воззрений всех взрослых, так или иначе связанных с м...

Учим ребёнка:

News image

Надевает штаны

Оборудование сцены Начните с коротких штанишек или трусов на резинке, поскольку надевать их легче, чем длинные. Если штаны застегиваются на пу...

News image

Базовые навыки общей моторики

Садится После того как ваш ребенок будет физически способен сидеть на стуле и стоять с поддержкой, вы, естественно, захотите научить его сидеть н...

News image

Разработка цепочки повседневных дел

Навыки, которые вы записали под заголовком РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛ , ребенок в основном усвоил и может применять без вашей помощи, одн...