News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
You are here:   Главная - Обучение ребенка - Основные навыки тонкой моторики и соответствующие занятия



Основные навыки тонкой моторики и соответствующие занятия

основные навыки тонкой моторики и соответствующие занятия

Толкает, тянет, держит и поворачивает

Есть множество базовых навыков тонкой моторики, которые ребенок будет учиться применять в самообслуживании и игровой деятельности. Для формирования этих навыков можно использовать игрушки. Например, игрушки на колесиках - грузовики, автомобили, самолеты - идеально подходят для того, чтобы продемонстрировать ребенку, что значит толкать. Нужно просто показать ему, как толкнуть машинку, чтобы она поехала по полу.

В магазинах продается много игрушек, с помощью которых можно учить ребенка тянуть (и все они лучше подходят для этой цели, чем хвост вашей кошки или собаки). Обычно такие игрушки делаются из пластмассы или дерева, и их можно тянуть по полу на веревочке. Это могут быть либо животные, которые на ходу подпрыгивают, пританцовывают или покачиваются, либо машинки, которые можно катить по полу. Вы можете сделать такую игрушку сами - нужно только привязать веревочку к любой игрушке на колесиках.

Есть еще один веселый и интересный способ научить ребенка тянуть. Обвяжите бечевкой его любимую набивную игрушку, сядьте с ним за стол и опустите игрушку на бечевке вниз, за противоположный край стола. Затем потяните за бечевку, чтобы игрушка неожиданно появилась. Сядьте так, чтобы малыш мог рукой дотянуться до бечевки, и посмотрите, потянет ли он за бечевку. Если нет, то немного помогите ему.

Умение держать предмет относится к тем базовым навыкам тонкой моторики, которые ребенку необходимо усвоить. Сначала покажите и помогите малышу физически сделать это, выбрав для занятий его любимую игрушку, которую к тому же легко удержать в руке. Некоторые дети могут и не проявить к игрушке такого интереса, чтобы действительно подержать ее в руке. Поэтому не упустите момент, когда ребенок только прикоснется к игрушке и схватит ее, и сразу вознаградите его.

Умение поворачивать или крутить - еще одно базовое умение, относящееся к области тонкой моторики. Вы можете учить этому ребенка, используя игрушки и различные предметы домашнего обихода. В магазинах продаются игрушки, требующие вращательного движения. К ним относятся, например, Джек из коробочки и развивающий центр. Покажите ребенку, как поворачивать ручку, чтобы Джек выскочил из коробочки. Сначала покрутите ручку сами, но лишь до того момента, пока не покажется клоун. Затем помогите малышу повернуть ручку еще немного, чтобы клоун выскочил. Скоро, когда вы уже совсем перестанете помогать ему, он станет крутить ручку сам - снова и снова! Развивающий центр можно положить горизонтально на стол или на пол или прислонить к стене. Почти у всех развивающих центров есть несколько ручек разных форм, которые можно крутить (а также тянуть или толкать, что делает такую игрушку полезной для обучения нескольким базовым навыкам тонкой моторики). Для занятий можно также использовать кухонные приборы, например ручную сбивалку для яиц. Не забывайте также, что большинство дверей имеют круглые ручки, которые тоже можно поворачивать.

Вот еще несколько простых занятий, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации. Рассмотрим их в порядке нарастания трудности. Каждый раз после выполнения ребенком нужных действий, восторженно хвалите и вознаграждайте его. Помогайте ему физически. Когда он сумеет успешно выполнить нужное действие с вашей помощью 4-5 раз, начните постепенно помогать ему все меньше и меньше, пока он не сможет сделать все самостоятельно.

Берет и выпускает из рук предметы

Материалы. Несколько разных предметов и пустая коробка из-под обуви.

Занятие. Начните с легких, достаточно маленьких предметов, которые ребенок сможет легко удержать в руке (можно взять, например, мягкий поролоновый или тряпичный мячик, круглую губку для ванны).

Положите предмет ребенку на ладошку, подведите его руку к коробке, отпустите свою и его руку, чтобы предмет упал в коробку.

Когда малыш научится держать и отпускать такие легкие предметы без вашей помощи, начните давать ему вещи разных размеров и разной степени твердости (например, кубики, игрушечные карты, прищепки для белья), каждый раз по одному предмету.

Когда ваш малыш научится держать и выпускать из руки предметы (то есть ронять их в коробку, после того как вы вкладываете их в его руку), начните класть эти предметы на стол, чтобы он учился сам брать их. И здесь тоже начните с предметов, которые ребенок может легко обхватить пальцами. Помогите ему взять предмет со стола, но затем он должен сам опустить его в коробку, ведь он уже умеет это делать.

Когда ребенок научится брать, держать и выпускать из рук предметы, начните учить его брать предметы из коробки.

Игра с водой

Материалы. Пластмассовые емкости, мерная чашка, пластмассовый стакан, воронка, пластиковая бутылочка, которую можно сжимать и тем самым выпускать воду, газеты и пластмассовый тазик.

Занятие. Поставьте пустой тазик на стул или стол, в зависимости от роста ребенка. Под тазик подложите газеты.

Наполовину наполните водой одну из емкостей. Поставьте ее и другую, пустую емкость в тазик (воду можно окрасить, добавив пищевой краситель).

Помогите малышу (если надо) перелить воду из одной емкости в другую. Постепенно отказывайтесь от своей помощи и добавляйте в емкость все больше и больше воды. Меняйте емкости.

Это не только веселое занятие, но и хорошее упражнение на внимание и координацию. Оно послужит основой для будущего умения наливать в стакан напиток.

Опускает предметы в коробку через отверстие в ее крышке

Материалы. Коробка из-под обуви с квадратным отверстием в крышке. Длина каждой стороны отверстия - 7-8 см. Несколько небольших предметов (например, бельевые прищепки, большие пуговицы, маленькие кубики, катушки из-под ниток).

Занятие. Побуждайте ребенка опускать предметы в отверстие в крышке. Помогайте ему столько, сколько нужно. Это занятие требует большего контроля над своими движениями, чем предыдущее, когда ребенок просто держал предмет над коробкой и потом выпускал его из руки.

Берет предметы указательным и большим пальцами

Материалы. Ореховое масло, мед, желе, сухие хлопья, кусочки печенья и т.п.

Занятие. Намажьте маслом, медом или желе кончики большого и указательного пальцев малыша. Прижмите их друг к другу пару раз; затем попросите ребенка облизать их. Повторите это несколько раз, чтобы он привык к совместной работе большого и указательного пальцев.

Перед едой, когда вы знаете, что малыш проголодался, поместите маленький, на один укус, кусочек пищи между его большим и указательным пальцами. Пусть он съест этот кусочек перед настоящим приемом пищи. Если потребуется, помогите ему удержать этот кусочек между двумя пальцами, пока он подносит его ко рту. Начните с пары кусочков, которые ребенок съедает перед основным приемом пищи; затем постепенно увеличивайте их количество.

Когда малыш научится держать кусочек двумя пальцами и подносить его ко рту, после того как вы даете ему этот кусочек в руку, начните класть по кусочку пищи на подставку его высокого стульчика, на тарелку или стол и побуждайте его брать этот кусочек двумя пальцами. Если потребуется, помогайте ему.

Этим движением мы пользуемся, когда берем маленькие предметы вроде пуговиц, ключей, фишек или монеток.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Советы родителям:

Трудности в путешествии

News image

Для чего детям нужен отдых? Для них и так каждый день - игра, и все, что ни делают, превращается в приключение. И тем не менее м...

Моя дочка прекрасно спит ночью. Проблема в том, что она

News image

Наш совет будет прямым: откажитесь от дневного сна. Возможно, он не стоит борьбы - есть дети, которые никогда не спят днем. Они ...

Разные дети:

Общаться с ребенком. Как?

News image

Урок I Безусловное принятие - принцип без принятия которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешным...

Позвольте ребенку плакать

News image

С самого начала ребенок хочет плакать, смеяться. Плач - это его глубокая потребность. Плача, он ежедневно погружается в катарсис...

Авторизация



Методика Никитичных:

Малыш и те, кто с ним рядом

Б. П.: В начале своего родительского пути мы даже и предположить не могли, что первый год человека - это год запуска всех его во...

Учимся понимать ребенка

Вначале, конечно, было трудно научиться определять, что требуется ребенку. Оказалось, плакать он может от множества причин: подм...

Споры не ссоры

Б. П.: Иногда нас спрашивают, послушны ли наши дети, не вступают ли с нами в пререкания, в споры. Надо сказать, что мы не стреми...

Главное - своевременное начало

Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало. За этими двумя словами годы наблюдений, размышлений...

Первое прикладывание к груди

Чтобы понять крайнюю необходимость раннего (в первые 15-20 минут!) прикладывания к груди, совершим сначала небольшой экскурс в ф...

Учим ребёнка:

News image

Тайм-аут

Если ребенок ведет себя настолько плохо, что уже трудно или бессмысленно игнорировать его поведение, и в то же время нет ничего похожего на вознагра...

News image

Умение определять время по часам

Цель данной программы - помочь вам научить ребенка определять время по обычным часам. Несмотря на то, что сейчас очень популярны электронные цифровы...

News image

Соединяет половинки разъемной молнии

Прежде чем приступить к этому умению, ребенок должен научиться застегивать молнию без посторонней помощи. Оборудование сцены Возьмите для рабо...